Растренированность
Растренированность – это именно то, что с нами произойдёт. Наше тело ВСЕГДА старается минимизировать затраты энергии, т.к. любит экономить. А как мы уже говорили раньше, мышцы требуют много энергии!
Представьте себе завод, который перестал выпускать какую-то продукцию. Выгодно ли ему держать и платить зарплату тем работникам, которые работали над её производством? Конечно, нет! Этих сотрудников попросту увольняют.
Тоже самое происходит и с неиспользуемыми функциями организма, а так же с нашими мышцами… Он «увольняет» те из них, которые ему сейчас не нужны. Смысл их держать?
Сначала мы теряем свою выносливость, затем уходит часть мышечной массы, а потом начинается сокращение силовых показателей. Причём процесс этот, отнюдь, не быстрый и происходит ступенчато.
В первые 2 месяца мы теряем больше всего 15-30% наших результатов. После этого процесс замедляется. Многие спортсмены и через год сохраняют 30-50% натренированных функций.
А так же, чем дольше до этого тренировался спортсмен, тем меньше буду его потери в силе и мышечной массе, а так же утрата будет происходить гораздо медленнее. Восстановление к прежнему уровню так же будет происходить гораздо быстрее.
Если процесс возврата к тренировкам будет проходить грамотно, то уже через 2-3 месяца можно вернуть всё потерянное обратно! Всё это благодаря мышечной памяти.
Сначала к вам вернётся сила, координация и выносливость. Затем медленнее будет возвращаться мышечная масса. Медленнее всего будет возвращаться сила нервного импульса, с помощью которой мы гораздо лучше можем сокращать наши мышцы.
Как развивать и использовать память мышц
Тренировка мышечной памяти открывает горизонты для занятий любым видом деятельности. Самое главное – результаты, которых вы добились, останутся навсегда. Чтобы достичь успеха в определенном виде спорта, лучше начать заниматься им смолоду.
Улучшить мышечную память помогут длительные правильные тренировки и их тщательный анализ. Для этого лучше использовать индивидуально разработанные программы.
В силовых спортивных направлениях не помешает помощь инструктора или опытного товарища-наставника. К этому стоит подойти с особой серьезностью. Ведь если долгое время делать определенные упражнения неправильно, это не только навредит организму, но и «отпечатается» в информации, которую мускулатура будет использовать в дальнейшем.
Развитие памяти мышц можно производить и на психологическом уровне. Такие варианты являются второстепенными и построены на самовнушении, но они помогают быстрее достичь результатов в совокупности с физическими нагрузками. Поначалу данные методы кажутся бессмысленными, но при интенсивных занятиях являются очень полезными.
Существует два способа:
- Во время отхода ко сну нужно закрыть глаза и представить, каким совершенным вы бы хотели видеть свое тело. При этом за ночь нужно просыпаться 2-3 раза и при погружении в сон снова повторять эти же манипуляции;
- Вообразите в руках раскаленный шар, полностью ощутите его и начните перекатывать по всем частям тела. Затем представьте, что такой шар продвигается к горлу. Его нужно перенаправить к солнечному сплетению, потом в тазобедренную область и в конце – по ногам. Такое психологическое упражнение лучше проводить перед сном и повторять 5 раз. Оно как бы помогает пробить новые дороги к нервным окончаниям.
Для любых ли тренировок работает память мышц? Ответ однозначный – да. Мускулатура фиксирует технику исполнения разнообразных упражнений, будь то жим штанги или плавание кролем. Даже после долгосрочного перерыва вы сможете вспомнить, как правильно это делается, и вернуться в выбранную сферу деятельности.
Так же при возобновлении тренировочного курса суставы и мышцы станут меньше болеть, и будут помнить, как быстро восстановиться. Начинающим атлетам в этом плане намного труднее.
Теперь вы знаете, как развить мышечную память, поэтому временное прекращение занятий и потеря наработанных результатов не должны вас пугать. Прежние показатели можно будет восстановить в достаточно короткие сроки. Но для этого необходимо регулярно и правильно заниматься спортом и развивать мускулатуру.
Обесценение
Трудно отобразить случаи «чистого» нарушения моторной памяти, потому что система памяти настолько широко распространена по всему мозгу, что повреждение не часто ограничивается одним конкретным типом памяти. Аналогичным образом, заболевания, обычно связанные с моторным дефицитом, такие как болезнь Хантингтона и Паркинсона , имеют широкий спектр симптомов и связанных с ними повреждений мозга, которые не позволяют точно определить, действительно ли моторная память нарушена. Тематические исследования предоставили несколько примеров того, как двигательная память была реализована у пациентов с повреждением головного мозга.
Как отмечает Эдвард С. Кейси в своей книге «Воспоминания, второе издание: феноменологическое исследование», декларативная память – процесс, который включает в себя начальный период хрупкого обучения. «Короче говоря, деятельность прошлого заключается в своем обычном разыгрывании в настоящем».
Дефицит консолидации
Недавняя проблема, связанная с моторной памятью, заключается в том, консолидируется ли она аналогично декларативной памяти, процессу, который включает в себя начальный период хрупкого обучения, который в конечном итоге становится стабильным и менее подверженным повреждениям с течением времени. Примером стабильной консолидации моторной памяти у пациента с повреждением головного мозга является случай Клайва Уеринга . У Клайва тяжелая антероградная и ретроградная амнезия из-за повреждения его височных долей, лобных долей и гиппокампа, что не позволяет ему сохранять какие-либо новые воспоминания и заставлять его осознавать только настоящий момент. Однако Клайв по-прежнему сохраняет доступ к своим процедурным воспоминаниям, а точнее к моторным воспоминаниям, связанным с игрой на пианино. Это может быть связано с тем, что моторная память демонстрируется за счет экономии в нескольких попытках обучения, тогда как декларативная память демонстрируется через отзыв одного элемента. Это говорит о том, что поражения в определенных областях мозга, обычно связанных с декларативной памятью, не влияют на двигательную память для хорошо усвоенных навыков.
Дисграфия для алфавита
Пример из практики: 54-летний мужчина с известной историей эпилепсии.
У этого пациента была диагностирована чистая форма дисграфии букв, что означало, что у него не было других нарушений речи или чтения. Его нарушение было характерно для букв алфавита. Он умел копировать буквы из алфавита, но не мог писать эти буквы. Ранее он был оценен как средний по словарному субтесту по шкале интеллекта взрослых Векслера для письменных способностей, сопоставимых с его возрастом до постановки диагноза. Его нарушение письма заключалось в трудности с запоминанием двигательных движений, связанных с буквами, которые он должен был писать. Он умел копировать буквы, а также формировать изображения, похожие на буквы. Это говорит о том, что дисграфия букв – это дефицит, связанный с двигательной памятью. Каким-то образом в мозгу существует особый процесс, связанный с написанием букв, который отделен от копирования и рисования буквоподобных предметов.
Как использовать мышечную память
Явление мышечной памяти — ещё один пример того, как удивительно устроен человек. Но это не значит, что здесь нет места нескольким лайфхакам, которые мы сами сможем проделывать со своим телом.
Не бойтесь переставать тренироваться
Ваша мышечная память — залог того, что после длительного перерыва вы вернётесь в зал, на дорожку или ринг без больших усилий. Это ваш капитал и гарантия того, что все тренировки, усилия и достижения были не зря. Благодаря мышечной памяти вы можете спокойно прервать свои тренировки на время и не волноваться об упущенных возможностях.
Делайте перерывы, чтобы достигать результатов
С явлением мышечной памяти в какой-то степени связано явление адаптации мышц к нагрузкам. В определённый момент вы подходите к плато, когда ваши мышцы уже привыкли к весам и упражнениям, поэтому прогресса не наблюдается. В этой ситуации вы можете временно приостановить тренировки.
Благодаря мышечной памяти можно не бояться, что вы не сможете вернуться к достигнутому результату. А после намеренного перерыва можно будет постепенно начать тренироваться с новой силой, чтобы взять новые веса, увидеть прогресс, сдвинуться с мёртвой точки.
Работайте над техникой
Даже если вы не катались на велосипеде 10 лет, вы заберётесь на него и сможете успешно крутить педали. Это тоже заслуга мышечной памяти. Ваши мышцы запоминают технику выполнения упражнений. После возвращения в зал вам не придётся снова учиться правильно приседать, а после возвращения на ринг заново ставить удар. Усилия по восстановлению техники будут минимальны.
Мышечная память — ещё один подарок природы, скрытый ресурс, свидетельствующий о нашем огромном потенциале. Не пренебрегайте им.
Проявление у человека мышечной памяти на практике
Как заметить проявление мышечной памяти? Она, наверняка, знакома каждому, кто хотя бы несколько месяцев работал в тренажерном зале, потом бросал и снова возвращался на тренировки.
Вы же замечали, как после продолжительной паузы (более одного месяца), показатели силы, выносливости, а также общее состояние мышц существенно ухудшалось. Но, как только вы возобновляли тренировки, привычная физическая форма, состояние тела и рабочие веса относительно быстро становились в норму.
При этом, ваши результаты значительно превышали результаты тех, кто пришел в зал в один день с вами. Именно это и является наглядной демонстрацией мышечной памяти, а точнее ее механизма.
Долгосрочные исследования с участием людей
В обзоре есть также 4 лонгитюдных исследования, которые стоит упомянуть.
Как я уже говорил, ценные данные о миоядерной мышечной памяти удалось получить в исследовании 2013 года . Ученые вводили мышам тестостерон, который вызывал как рост мышц, так и увеличение числа миоядер. Затем мышек снимали с курса, и они теряли мышцы, однако – несмотря на атрофию – число миоядер оставалось повышенным. Затем этих мышей и контрольную группу прокачивали негуманным способом (перерезанием синергистов). В итоге группа бывших «химиков» набрала вдвое больше массы, чем натуралы (не имевшие повышенного объема миоядер).
Недавно группа ученых попыталась повторить этот эксперимент на людях , только вместо инъекций тестостерона были банальные тренировки. Подопытные сперва 10 недель качали одну ногу, затем 20 недель отдыха, а потом проработка обеих ног в течение 5 недель.
С этим исследованием, правда, есть пара базовых проблем:
1. хотя мышечные волокна тренируемой ноги росли в течение первых 10 недель, испытуемые не успели накопить много миоядер,
2. за 20 недель отдыха волокна не атрофировались до исходного размера.
Так что «мышиного» эффекта добиться не удалось.
Другой эксперимент продлился чуть дольше и порадовал чуть больше : участники тренировались 6 месяцев и отдыхали потом год. Саму мышечную память проверить не получилось (тренировки не возобновлялись), но участники набрали больше миоядер в период гипертрофии, а за год постепенно растеряли и мышечную массу, и миоядра.
Пара оставшихся работ все же прибавила материала по миоядерной мышечной памяти. В одном исследовании молодые люди с меньшими размерами миоядерных доменов наращивали мышечную массу медленнее, чем те, у кого миоядерные домены изначально были больше .
Участники с большими миоядерными доменами просто накапливали новые миоядра быстрее и также быстрее увеличивали мышцы.
Результаты другого эксперимента с участием пожилых людей , правда, были противоположными: участники с меньшими миоядерными доменами смогли добиться значительной гипертрофии при тренировках, а участники с большими миоядерными доменами – нет.
Интервальное повторение
Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.
На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.
Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.
Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:
- сразу по окончании чтения,
- через 20 минут после первого повторения,
- через 8 часов после второго,
- через 24 часа после третьего.
Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:
- сразу по окончании чтения,
- через 20–30 минут после первого повторения,
- через 1 день после второго,
- через 2–3 недели после третьего,
- через 2–3 месяца после четвёртого повторения.
Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.
Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.
После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.
Как работает мышечная память?
Медицина уже давно занимается мышечной памятью, и связывают они это явление с работой нервной системой, усилением возбудимости моторных нейронов, и появлением новых связей (синапсов), благодаря чему, улучшается нервно-мышечная связь. У тренированного спортсмена, который приступил к активной, физической нагрузке гораздо быстрее, чем у новичка происходит рост новых сосудов, улучшается питание двигательных областей, секретируются регуляторные белки нервной ткани, которые обеспечивают пластичность нейрональной ткани.
Под руководством Kristian Gundersen (University of Oslo) норвежские ученные путем экспериментов установили, что мышечные волокна обладают собственной памятью, благодаря появлению новых ядер. Мышечные клетки, формируют мышечные волокна, длина клеток примерно равно длине мышцам атлета (до 20 см), по ширине они очень тонкие – до 100 мкм. Мышечные клетки содержат много ядер, это одни из немногих клеток у позвоночных животных, которые являются многоядерными.
Строение мышечной клетки
Суть эксперимента:
Опыт проводился на мышах, которым удалили частично переднюю большеберцовую, для того чтобы нагрузить мышцу голени, а точнее длинный разгибатель пальцев (EDL). Таким образом, мышца голени получила дополнительную нагрузку, так как частично удаленная мышца действовала в том же направлении, что и изучаемая.
Через определенное время, ученные пронаблюдали, что происходит с изучаемой мышцей. Выяснилось, что за 3 недели, мышечные волокна в EDL, стали заметно утолщаться, площадь поперечного сечение возросла на 35%, кроме того в мышечных клетках (клетки которые составляют мышечные волокна), увеличилось число ядер, на 54%, причем наблюдалась прямая зависимость, между увеличением новых ядер в клетках и увеличением толщины мышечных волокон. На шестой день эксперимента, ядра начали активно умножаться, и только на 11 день их число стабилизировалось, а толщина мышечного волокна начала расти на 9-ый день, и остановилась на 14-ый.
Другая группа мышей, подверглась такому же эксперименту, только он уже длился не 3, а 2 недели. Таким образом, по пришествию 14 дней, после операции, ученные зафиксировали у мышей следующие данные: количество ядер в мышечных волокнах увеличилось на 37%, а толщина волокна на 35%.
Следующим шагом ученых заключался в том, чтобы создать такие условия, при которых исследуемая мышца (EDL) не подвергалась бы нагрузки, то есть не тренировалась, выход был прост, они перерезали идущий к ней нерв. Через 2 недели наступила атрофирование мышцы, потеря в толщине мышечных волокон составила 40% от наибольшего значения, но число новых ядер осталось на том же уровне.
Чем больше ядер, тем больше образуется генов, которые отвечают за управлением производства (синтеза) сократительных белков мышцы — актина и миозина. Такие изменения, посредством тренировочного процесса в мышцах остаются надолго, даже спустя три месяца мышечной атрофии, число новых ядер не уменьшилось. И это очень удивило ученных, так как они предполагали, что апоптоз (запрограммированная гибель клетки) разрушит дополнительные (лишние) ядра, но этого не случилось.
Новые ядра просто снизили свою функциональную активность, так сказать перешли в анабиоз, уснули.
Механизм работы мышечной памяти
Ученные сделали окончательный вывод: основу мышечной памяти составляют новые ядра в клетках. После длительного перерыва в тренировочном процессе, с началом тренировок, наработанная мышечная память, то есть дополнительные ядра, начинают переходить в стадию активного функционирования, в результате чего наблюдается усиленный синтез белка, увеличения объема и массы клеток, которые регулируются ядерными процессами ДНК. А причиной образования новых ядер в мышечном волокне, с точки зрения биохимии является, деление клеток миосателлитоцитов (путем митоза) и последующее их слияние с мышечными клетками (мышечным волокном).
Имейте в виду, что чем старше человек становиться, тем способность деление миосателлитоцитов снижается, по этой причине, пожилым атлетам гораздо сложнее накачаться, если он тягал «железо» в молодые годы, и наоборот, если бывший тренированный спортсмен, решит возобновить свой тренинг, он достаточно быстро наберет физическую форму.
Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания
Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.
Викиум
Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.
Битрейника
Расскажу про мои любимые:
- Нумизмат – игра для развития быстроты и точности памяти. Вам нужно будет запоминать и сравнивать монеты разного номинала из разных стран.
- Звукварь – задание аналогичное предыдущему, только сравнивать вам придется не монеты, а различные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать.
- Фразоскоп – помимо быстроты памяти, данная игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова откроются лишь на время. Ваша задача – заметить их и записать.
BrainApps
Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.
Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.
4Brain
На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.
Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.
Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.
Если вам нравится формат онлайн-курсов, можете заглянуть в нашу подборку курсов по улучшению памяти. Там вы точно найдете подходящий вариант.
Как развить мышечную память? Простые тренировки для новичков
Как и обычная память, мышечная память нуждается в тренировке. Как же развить ее? Выделите 15-20 минут в день для физических нагрузок – проплыть пару бассейнов, поиграть в теннис, волейбол или в футбол. Главное, вам должно нравиться то, чем собираетесь заняться.
Если нет возможности тренироваться так, как сказано выше, или сложно заставить себя делать это, то начните хотя бы с 1-3 минут и делайте эти 5 простых упражнений. Поверьте, стоит лишь начать, как тело само начнет «просить» увеличить физическую нагрузку.
Итак, начните с легких упражнений для развития:
- Мостик от пола 15 сек. (для ягодиц и живота).
- Велосипед по 10 раз (для живота и ног).
- Планка статическая 20 сек. (для рук, плеч, живота и спины).
- Ножницы из положения лежа 30 раз (для живота и ног).
- Приседание с подъемом на носки 30 раз (для ног, ягодиц и рук).
Способы развития мышечной памяти
Мышечная память – это залог того, что достигнутые результаты человека останутся с ним навсегда, независимо каким видом спорта он занимался. Но, чтобы достичь максимального успеха, лучше всего начинать развивать мышечную память с юных лет.
Именно в раннем возрасте клетки мышц более эффективно притягивают дополнительные миоядра, так как мышечная ткань богата клетками-сателлитами, легко отдающими им свои ядра.
Чтобы развитие мышечной памяти протекала быстрее, следует подобрать правильные тренировки. Для этого лучше всего подходят именно индивидуально разработанные занятия. В спортивных силовых занятиях важна также помощь квалифицированного тренера или инструктора.
Ведь неправильное самостоятельное выполнение серьезных упражнений может серьезно навредить организму, так как «отпечаток» тренировок останется в мышечной памяти, которую будет использовать мускулатура в дальнейшем.
Кроме физических нагрузок, развивать мышечную память необходимо и на психологическом уровне. Как правило, самовнушение в совокупности с тренировками позволяют быстрее достичь заданных результатов. Для начинающих подобное может показаться бессмысленным, но это работает на самом деле, так как человек способен программировать свой мозг на определенные действия.
Исследования по мышечной памяти
Память для двигательных навыков может рассматриваться как особая система. Например, вы можете отлично ездить на велосипеде, но это не значит, что вы можете объяснить кому-то точную последовательность движений, необходимую для езды на велосипеде. Вы можете даже не помнить, когда или где вы изучили этот навык. Эксперименты на пациентах с амнезией и другими нарушениями памяти показали, как эти разные системы могут работать отдельно. Один пациент, который перенес тяжелую амнезию после операции по лечению эпилепсии и был неспособен формировать новые воспоминания о жизненных событиях или фактах, имел нормальное обучение и память для таких навыков, как рисование. Это открытие указывает на важный аспект памяти навыков, что она может храниться без какой-либо сознательной осведомленности, а действия с навыками могут выполняться почти автоматически.
Эти типы памяти контролируются различными областями мозга, при этом декларативные и эпизодические воспоминания в основном создаются и хранятся в височной доле и гиппокампе. Весьма широкий спектр областей мозга, по-видимому, отвечает за воспоминания об умениях, включая: области в моторной коре (часть мозга, которая посылает сигналы мышцам тела и отвечает за планирование и выполнение движений); базальные ганглии (структура глубоко внутри мозга, которая связана с началом движения); и мозжечок (область в задней части мозга, которая занимается адаптацией).
Как меняется структура мозга, когда работает мышечная память?
Магнитно-резонансный томограф
Используя магнитно-резонансную томографию (МРТ), исследователи могут изучать множество различных типов изменений, которые позволяют нам учиться и применять мышечную память. Одно из этих изменений включает в себя увеличение связей между различными областями мозга, которые требуются для определенного навыка. В одном исследовании, проведенном в Оксфорде. Здоровым взрослым людям провели МРТ до и после шести недель обучения жонглированию. Эти сканы обнаружили белое вещество и длинные волокна, которые соединяют различные части мозга вместе. Исследователи обнаружили, что после обучения жонглированию возросло количество соединений белого вещества между областями мозга, ответственными за зрение, и областями, ответственными за движения. Расширение связей между областями зрения и движением приводит к более быстрому и легкому обмену информацией, возможно, обеспечивая лучшую координацию рук и глаз.
Также удалось узнать, что в сером веществе тоже происходят изменения. Серое вещество состоит из тел клеток головного мозга (нейронов) и служит для обработки информации в мозге. Другое исследование жонглирования показало, что после тренировок наблюдается увеличение серого вещества в частях мозга, которые участвуют в обработке визуальной информации о движущихся объектах.