Классические нарды
Стандартные правила нард предполагают соблюдение существующих правил:
- Выбрасывают кости для определения права первого хода.
- Правильно расстанавливают шашки по верхнему правому углу «своего» поля в вертикальный ряд, накладывая один жетон на другой.
- При первом ходе разрешают снимать одну фишку. Две шашечки берут в случае выпадения комбинации «дубль».
- Направление перемещений пешек всегда идет против часовой стрелки.
- На пункт, где стоит жетон другого цвета – пешки противника – запрещено ставить «свою» фигурку.
- На один пункт запрещают ставить шашки разных игроков.
- Целью игры остается перемещение пешек в «дом», а затем постепенное удаление с поля.
Правила игры
Теперь разберёмся, как играть в шашки. В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Мы с вами разберем классические русские шашки. Для того чтобы ребенку проще было запомнить правила, можно выучить с ним короткие веселые стишки.
Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.
Все ходы в классической игре осуществляются только на темном фоне:
«Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!»
Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам:
«Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!»
- Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку. Другого варианта нет. Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
- Ходы между соперниками чередуются. Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно убить, делая ход и вперед, и назад:
«Знают все: и стар и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!»
Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар:
«Наверно, шашкам не везет,
Ходят шашки лишь ВПЕРЕД!»
За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно убить сразу несколько шашек:
«Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!»
Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку:
«Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка дамкой станет!»
Теперь она может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке становятся доступны ходы назад:
«Чтоб твою дамку не поймали,
Ход ее по всей диагонали!»
- Убить дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
- Выигрывает тот игрок, кто первый убьет все шашки противника:
«Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!»
Дополнительные рекомендации
Правила игры в шашки для начинающих детей и взрослых ничем не отличаются. Освоить их можно даже во время проведения первой партии. Правда, нелишним будет разобраться, как играть, чтобы существенно увеличить шансы на победу. Помогут в этом рекомендации опытных игроков:
- Стараться, чтобы как можно больше фигур перешло в дамки. Перемещать их с данной целью нужно в ту сторону, где находится меньше фишек соперника.
- Особого внимания заслуживает расположение шашек. Нужно как можно дольше держать последний ряд. Таким образом, у соперника не будет возможности перевода своих фишек в дамки.
- Перемещать фишки нужно парами, небольшими группами. Таким образом, они становятся менее уязвимыми.
- Производить обмен фигур, если в этом есть выгода. Например, подставив под удар одну свою, появляется возможность получения нескольких фишек второго играющего.
- Постоянно контролировать центральную часть игрового поля. Несколько фигур обязательно должно находиться ближе к середине. В такой ситуации всегда будет возможность перейти на нужный фланг.
- Приносить в жертву свои фигуры, чтобы получить преимущество. Правильно будет подставлять соперника, вынужденного в обязательном порядке бить находящуюся под ударом фигуру. Правда, начинающий игрок может неправильно оценить ситуацию и лишь усугубить ее.
- Нужно изучать тактику игры соперника. Нередко совершенные игроками ошибки на самом деле являются ловушкой. Нужно внимательно обдумывать каждый шаг, а не хвататься сразу за появившуюся возможность.
- Расставлять фигуры нужно таким образом, чтобы у передних всегда было прикрытие. Защищать их необходимо с самого начала проведения партии.
- Не спешить и обдумывать каждое движение. Существует риск, когда все кажется, слишком просто. Стоит оценить ситуацию перед выполнением хода. Возможно, именно в этом заключается уловка соперника.
Несложная инструкция поможет подобрать оптимальную тактику. Со временем игрок сможет оценивать положение фигур на доске, планировать свои действия на несколько ходов вперед. Такой результат будет достигнут, когда человек наберет достаточное количество опыта.
Какой бы вариант не был выбран, игра в любом случае принесет массу удовольствия. Главное ведь даже не победа, а совместное времяпрепровождение с близкими людьми. Упускать такую возможность не стоит.
Полезные советы и общие рекомендации профессиональных игроков
Секрет удачного хода – простое везение. Выпавшие кости указывают, насколько можно продвинуть фишку. Сложно ускорить перемещение шашек с помощью интеллектуального продумывания схемы или использования выверенной стратегии. Хорошая тактика позволяет удачно противостоять противнику, если в костях не выпадает крупный куш:
если необходимо быстро перевести фишку в направлении «дома», суммируют выпавшую комбинацию и на максимальное количество шагов двигают пешку;
если противник наступает по всем «фронтам», имеет смысл сосредоточить внимание на защите позиции и выстраивании цепочки из шести фигур, чтобы не пропустить противника на «свою» половину двухсекционного поля. Такой финт возможен только в короткой разновидности нард;
размеренно расставляя пешки по свободным пунктам, играющий создает невозможность расположения жетонов противника и тот вынужден пропустить ход;
дефицит хода дают стоящие рядом шашечки в количестве шесть штук;
закрывают ячейки соперника, чтобы ограничить доступ на «свою» часть поля;
при выпадении незначительного значения очков занимают «оборону», при «дублях» и максимальных значениях двигают колонну фишек по кругу, чтобы быстрее добраться до «дома».
Мастера по нардам с опытом проведения турниров более трех лет, рекомендуют быстро ориентироваться в ситуации и предпринимать комбинированные шаги. Где-то уместно применять оборонительную тактику, где-то внедрить наступление на территорию соперника. Хитрости ведения каждой партии состоят в том, чтобы предугадать поведение соперника, не показывать демонстративно собственную схему продвижения.
По внешнему виду не дают определить, насколько рады или огорчены выпавшей комбинации – любая цифра означает шанс на победу и продвижение к заветной цели. А как она будет использована, зависит от того, насколько самостоятельное решение принимает игрок.
Как научить
Первый урок по обучению азам русских шашек должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь. Объясните, что середина должна оставаться свободной для ведения боя, после переходите непосредственно к игре.
Добравшись до момента, когда фигуры соперников будут находиться рядом, а клетки сзади будут пустыми, объясните, что, как и в любом бою, пришло время убить противника. Делает первым это тот, чья очередь ходить.
Можно сделать ход назад в том случае, когда можно съесть чужую шашку. Когда кто-то из вас доберется до противоположного края доски, переверните фигуру – теперь это дамка. Для большей наглядности на дамку можно наклеить цветной кружок или картинку, показывая ее значимость и возможность ходить, как ей вздумается: дамки могут перемещаться на любое количество клеток как вперед, так и назад.
Обычно ребенок бывает настолько увлечен и сосредоточен, что не видит всей сложившейся ситуации, не замечает опасностей, которые готовит ему противник, не осознает динамики всей игры. Важный навык, которому вы должны научить юного игрока, – просчитывать свои и чужие ходы, прогнозировать возможные ситуации.
Посмотрите полезные советы от педагога по дополнительному образованию Матвеевой Ирины Владимировны.
Сделайте направляющие для выдвижного лотка
1. Из 6-миллимегровой плиты МДФ выпилите проставку G и сохраните обрезок такой же ширины, который послужит временной проставкой при выравнивании противоположных концов направляющих.
2. Переверните собранный корпус C/D/E/F ножками вверх. Нанесите клей на заднюю сторону проставки G, выровняйте ее относительно проема передней стенки (рис. 1) и приклейте на место, зафиксировав струбцинами.
3. Выпилите направляющие полозкиН. Из заготовки размером 12x30x305 мм выпилите переднюю стенку I выдвижного лотка и сохраните обрезок, из которого впоследствии будет сделан упор L. 4. Используя наборный пазовый диск и противоскольный вкладыш в пильном столе, сделайте шпунты шириной 12 и глубиной 6 мм в полозках Н и передней стенке I (рис. 1b и 2). Отложите переднюю стенку в сторону.
5. Просверлите и раззенкуйте монтажные отверстия в направляющих полозках Н, расположив их так, чтобы они не совпадали с углублениями на противоположной стороне игровой доски. (Для шурупов диаметром 4,2 мм, используемых в этом проекте, диаметры монтажных и направляющих отверстий равны 4 и 2,8 мм соответственно.)
6. Приклейте один полозок Н на место вплотную к проставке G, зафиксируйте струбцинами и закрепите шурупами. Прижмите к заднему концу полозка отложенный ранее обрезок- проставку для выравнивания второго полозка (фото F). Затем приклейте на место и закрепите шурупами второй полозок (фото G).
Прикрепив на место первый полозок Н, прижмите к его заднему концу проставку из обрезка, чтобы точно расположить второй полозок.
Приклейте второй полозок на место и зафиксируйте струбциной, чтобы он не сместился, когда вы будете вворачивать шурупы.
Полезные советы
- Как бы парадоксально это не звучало, но обучение должно проходить в форме игры. Обычное зачитывание правил ни к какому результату не приведет. Превратите все фигуры в воинов и упражняйтесь в стратегии захвата в плен чужаков или коронуйте на царствование самых достойных рыцарей. Придумывайте каждый день новые истории, участниками которых станут ваши знакомые, друзья, любимые герои мультфильмов или сказок.
- Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку, перекус или небольшую прогулку обязательно. Это не только сохранит здоровье, но и не даст игре стать скучной и неинтересной.
- Хвалите, подбадривайте своего ребенка, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения. Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее. Покажите своему чаду интересный и понятный видеоматериал с великими гроссмейстерами.
Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.
Достаточно лишь изредка дать ему фору, чтобы прибавить уверенности в своих силах. Конечно, проигрыш расстроит малыша, могут даже появиться слезы, но это послужит стимулом для следующих побед. Просто объясните, что проиграть не стыдно и не страшно, стыдно ничего не пробовать, а страшно не стараться сделать лучше в следующий раз.
- Когда игра в русские шашки будет понятна и доступна, можно сыграть в «Поддавки», «Чапаева», «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны. Когда осилите эти забавы – значит пришло время обучать ребенка играть в шахматы.
Как ходит и бьет дамка в шашках?
Дамка самая сильная фигура в шашках, чтобы ее получить простая шашка должна дойти до последней черной клетки на стороне противника, тогда шашку переворачивают чтобы обозначить ее как дамка. Когда простая шашка стает дамкой она продолжает ход по правилам дамки. Дамок у игрока может быть 12 штук. Их количество зависит от того сколько простых шашек игроку получится довести до последнего ряда противника.
Дамка ходит и бьет на любое расстояние по диагонали. Внизу пример как дамка бьет зразу две фигуры соперника.
Что делать если в шашках некуда ходить?
Игрок, который не может походить, проиграл. Часто бывают ситуации когда на доске есть еще шашки, но походить или бить они не могут, так как заблокированы шашками соперника, в таких ситуациях проигрывает тот, кто не может сделать свой ход.
Как играть в поддавки
Игра в поддавки похожа на традиционные шашки с тем отличием, что имеет противоположную цель: быстрее избавиться от своих фигур. Победителем объявляется соперник, который первым потерял или запер все боевые единицы.
Тактическая схема выстраивается на поиске ходов, которые бы подставляли фигуры под удар. Такие правила для начинающих шашистов кажутся чрезвычайно простыми, но в действительности здесь содержится не меньше возможностей для маневрирования. Оказывается, что научиться игре в поддавки сложнее, чем в классические русские шашки.
Для поддавков шашки расставляют так же, как для обычной игры.
Необходимо отметить, что меньшее количество шашек по отношению к сопернику не всегда является преимуществом. Часто обладатель единственной фигуры против полностью укомплектованной армии противника становится победителем. Причина в том, что единственная шашка не имеет широкого выбора вариантов для совершения хода и подставиться под удар ей гораздо легче.
Игрок должен стремиться к тому, чтобы находить такие комбинации, которые бы ставили под удар сразу несколько шашек, а желательно все. В этом случае требуется намного больше расчета, чем в классическом варианте.
Необходимо как можно более тщательно продумывать тактику, выстраивая хитрый и надежный план. Например, в начале партии желательно стремиться брать вражеские фигуры и иногда придерживать свои. Это необходимо, чтобы обеспечить себе больше возможностей для тактических шагов. Однако во второй части игры ситуация кардинально меняется, и здесь уже преимущества нужно добиваться поиском комбинаций, способствующих потере своих фигур. Тщательно продумать и реализовать такой хитроумный план бывает непросто.
Играть как в шашки, так и в поддавки, намного сложнее, чем может показаться с первого взгляда. Всегда нужно продумывать свои действия на несколько шагов вперед, и пытаться разгадать стратегию соперника. Такие навыки появятся только с опытом, когда вы будете играть с хорошими игроками или с компьютером.
Шашечная нотация и запись партии
Совершая ходы, участник ориентируется на поля. В русском варианте игры позиции боевых единиц принято обозначать с помощью алгебраической нотации – записи. С этой целью используется метод координат, введенный французским математиком и философом Рене Декартом.
Каждое поле является точкой пересечения вертикального и горизонтального рядов, которым присвоены собственные обозначения:
- вертикаль помечается буквой латинского алфавита из диапазона a, b, c, d, e, f, g, h;
- горизонталь помечается номером из диапазона: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Таким образом, каждое поле может быть идентифицировано с помощью короткой записи, состоящей из адреса вертикали и горизонтали. Например, в зависимости от положения доски, угловая темная клетка для играющего может иметь нотацию a1 либо h8.
Запомните нотацию всех клеток.
При ведении партии следует записывать каждый ход, соблюдая следующий пошаговый алгоритм:
- Указать порядковый номер шага.
- Обозначить поле, на котором стояла фишка.
- При совершении тихого хода поставить тире, а при ударной атаке – двоеточие.
- Обозначить место, на которое перемещена фигура.
- Записать ответный ход, повторив действия пунктов 2-4.
Например, стандартная запись хода может выглядеть следующим образом:
Приведенная нотация означает, что игрок совершил тихий ход из позиции a3 в b4, а соперник в свою очередь ответил ударом с поля c5 на a3.
При записи партии могут использоваться дополнительные типы обозначений. Наиболее часто применяют следующие:
- ! – сильный ход;
- !! – сильный ход, который трудно найти;
- ? – слабый ход;
- ?? – ход, который явно ведет к поражению;
- !? – ход с неясной оценкой;
- Х – победа;
- = – ничья.
Правила игры в Чапаева шашками
Данная разновидность партии была названа так в честь героя Гражданской войны В. И. Чапаева. Она была популярна в Советском Союзе.
Правила игры поэтапно:
- На игровой доске размещаются шашечки в два горизонтальных ряда. Заполняются чёрные и белые клетки.
- Щелчком каждый из соперников выбивает фишки противника.
- Партия является оконченной, когда на последней горизонтали не останется шашечек.
Разновидности шашек
Шашки бывают нескольких видов.
Обратите внимание! В странах СНГ популярностью пользуются обычные русские. Разновидности:
Разновидности:
- Классические русские.
- Международные.
- Американские.
- Итальянские.
- Канадские.
- Пул.
- Бразильские.
Все виды схожи между собой, кроме международных и канадских.
Таблица: сравнительная характеристика.
Разновидность | Размер доски | Разрешено ходить | Количество игровых фишек | Первый ход |
Русские | 8 на 8 (64) | По чёрным клеткам по диагонали | 24 | Белые |
Международные | 10 на 10 (100) | По диагонали | 40 | По договорённости |
Чекерс | 8 на 8 (64) | По диагонали | 24 | Чёрные |
Турецкие | 8 на 8 (64) | • По вертикали • По горизонтали | 32 | По договорённости |
Канадские | 12 на 12 | По диагонали | 30 | По договорённости |
Правила в различных видах:
- Фишка имеет право бить назад в русских, международных, бразильских, канадских и пул чекерсе.
- Фишка не имеет право бить в обратном направлении в испанских, португальских, чешских и турецких вариациях игры.
- Дамка имеет возможность ходить только на одну клеточку в чекерсе и итальянской игре.
- В испанской вариации шашечки размещаются по диагонали.
Значение уловных знаков:
- «!» — неплохой ход.
- «!!» — неожиданный ход.
- «+» — выигрыш.
- «=» ничья.
- «!?» — сомнительный ход.
- «#» — блокировка фишек.
Родина этой игры – Египет. Именно в этой республике были найдены первые доказательства того, что египтяне играли в настольную игру. В России игра появилась в третьем веке. Первые чемпионаты стали проводить в 19 веке.
Известные российские шашисты:
- Цинман Д.М.
- Дашков О. Н.
- Колесов Г. Г.
- Королёв Ю.М.
- Скрабов В.В.
- Сухович В. С.
- Имшетов Р.Г.
- Беликов А.А.
- Архипов В. Б.
- Буров С.В.
Полезное видео
Повязка Дезо — кому показана и как накладывать?
Описание камня и магические свойства шунгита: значение для человека
Вред солнца для глаз
Розувастатин: аналоги препарата по принципу действия и более дешевые заменители
Применение нашатырного спирта в огороде и саду
Что значит видеть во сне куклу?
Тренировка вестибулярного аппарата
Совместимость Пирацетама и Циннаризина
4 февраля, 2019 –
Основные правила игры
Шашки — это настольная игра для двоих соперников, которая заключается в диагональном перемещении фишек по белым или черным клеткам доски, состоящей из 64 или 100 клеток. Цель игры в том, чтобы побить или съесть все фишки оппонента путем перескакивания через них своими.
Раскрытие вопроса, как играть в шашки, правила, можно начать со следующего: традиционно в эту игру играют на шахматной доске 8х8, то есть с 64 клетками. Доска располагается так, чтобы нижняя правая клетка для каждого игрока была белой. Каждый соперник имеет в своем распоряжении 12 фишек одного цвета. У одного они черные у другого — белые. В начале партии фишки располагаются в первых трех рядах для каждого соперника строго на черных клетках. Выигрывает тот соперник, который сможет съесть все шашки оппонента либо загонит их в ситуацию, в которой любой следующий ход приведет к их съеданию.
Это традиционная цель игры, однако, существует их русская вариация, которая называется поддавки. В ней выигрывает тот, кто останется без фишек, либо все они будут заблокированы соперником и поставлены в патовую ситуацию.
Ходы игроки делают по очереди, а ход первым начинает тот, у которого белый цвет, при этом игрок имеет право сделать ход только одной своей фишкой. В традиционной игре двигать шашки можно только вперед, а не назад, по диагонали влево или вправо на ближайшую свободную клетку.
Дамка в шашках может ходить по диагонали на любое число клеток, ест она так же, как и любая простая шашка, то есть становится на одну клетку после взятия шашки соперника. Дамку может съесть всякая другая фишка соперника. Если отвечать на вопрос, можно ли в шашках бить назад, то да, причем это может делать не только дамка, но и простая шашка.
Согласно основным правилам, партия завершиться может по нескольким причинам. Это происходит, когда возникают следующие три ситуации:
- Тот соперник, который остался без единой шашки, считается проигравшим.
- Когда очередь хода переходит к данному игроку, а он не может передвинуть ни одну шашку, поскольку все они оказываются заблокированы, тогда он считается также проигравшим. Однако, в некоторых вариантах игры проигрывает тот, у которого осталось меньше шашек на доске. При одинаковом их количестве, побеждает тот, у которого имеется больше дамок. Если и их число одинаково, то партия считается сыгранной вничью.
- Игрок, у которого осталось меньше шашек, чем у соперника, может сдаться.
Партия может закончиться ничейным результатом, когда оба соперника имеют небольшое число фишек, и сколько бы они ни делали ходов, ничего не изменится на доске.
Правила
Научиться хорошо играть в шашки реально. Для этого надо изучить правила шашек в теории, а затем на практике. Рассмотрим игру в классические русские шашки:
1. Главными атрибутами этой игры является шашечное поле из 64 чередующихся белых и черных (темных) квадратов, а также по 12 игровых шашек у каждого из игроков. Один игрок играет светлыми шашками, а его противник темными. Игра ведется только по темным клеточкам поля. 2.Игра рассчитана на двух игроков. Размещают доску шашечного поля таким образом, чтобы нижняя левая клетка была темного или черного цвета, относительно игроков. Шашки расставляются игроками на трех нижних от него рядах игрового поля и только на темных клетках. Шашки обязательно должны быть одинаковой стандартной формы, плоскими и круглыми. Не допускается, чтобы раз мер самой шашки был больше, чем клетка поля. Существуют два вида шашек: простые шашки, и шашки которые прошли в Дамки. У простой шашки ходом называется перемещение на одну клетку по диагонали, по свободным клеткам. Дамка – это шашка, которая достигла последнего ряда поля. Дамка имеет возможность ходить на любое количество клеток. 3. Если один из соперников играет белыми шашками, он ходит первым. 4. Если игрок коснулся своей шашки с возможностью хода, то он обязан ею ходить. 5. Если на клетке, идущей впереди, шашка соперника, и за ней есть свободная клетка, шашка игрока берет шашку противника. Взятая шашка соперника снимается с доски, и в игре не участвует. 6. Если есть возможность взятия шашки противника, простой ход на свободную клеточку делать не разрешается — надо бить шашку соперника обязательно. Если таких возможностей боя несколько, можно выбрать любой один. 7. Если простая шашка ставшая Дамкой, имеет возможность взять шашку соперника, эта Дамка продолжает ход. 8. Выигрышем партии считаются следующие положения: 8.1. Признание одним из игроков своего проигрыша и его заявление о том, что он сдается. 8.2.Один из игроков не может продолжать игру и сделать ход. 8.3. У игрока на поле закончились все шашки. 8.4. В случае нарушения данных правил и дисциплины. 9. Партия закончилась ничьей в следующих случаях: 9.1. Если выигрыш невозможен ни одним из игроков. 9.2. Если один игрок предложил ничью, и второй игрок ее принял. 9.3. Если на протяжении пятнадцати ходов никто из игроков не брал фишки противника, и были ходы одними Дамками. 9.4. Если одинаковая комбинация появляется на поле три хода подряд. 10.Партия признается недействительной и начинается сначала и, в ситуациях: 10.1. При неправильном расположении шашечной доски. 10.2. При неправильном размещении шашек. 10.3. Если игрок ходит не по правилам. 10.4. Если игрок тронул одну шашку, а ход сделал другой. 10.5. Если игрок снял с доски любую шашку без причины. 10.6. Если игрок сделал обратный ход.
Английские шашки
Количество игроков: 2
Что нужно для игры: доска 8 на 8 квадратов и по 12 шашек на каждого игрока
Фигуры на доске надо расставить так, чтобы правый нижний угол был белым и пустым.
- Игру начинают белые фигуры. Шашка перемещается по диагонали на ближайшее свободное поле.
- Чтобы съесть фигуру противника, нужно перепрыгнуть через нее на свободное поле. Если есть возможность съесть фигуру, это обязательно надо сделать.
- За один ход можно съесть несколько шашек.
- Если игрок довел свою фигуру до противоположного края доски, он переворачивает шашку (а). Она становится дамкой и может двигаться по диагонали вперед или назад (б).
- Съесть дамку может любая шашка.
- Выигрывает тот, кто убрал с доски все шашки противника.
Есть два правила шашек, которые обычно соблюдаются, хотя они и неофициальные. 1. Игрок обязан съесть шашку противника, если у него есть такая возможность. Если он этого не делает, его шашку убирают с доски. 2. Дамку можно передвигать на любое количество полей. Но, съев шашку противника, дамка должна занять поле позади съеденной фигуры.
Правила игры в длинные нарды
Длинные нарды предполагают распределение игровой доски на зоны:
- свой дом и двор;
- двор и дом соперника.
Для передвижения шашек по доске используют цветовую схему пунктов, разметку, цифровые значения каждой ячейки. Длинные нарды отличаются от коротких первоначальной диспозицией пешек – вертикальный ряд, аккуратно уложенных одна на одну фишку в правом верхнем углу «своего» дома.
Перестановка длинных комбинаций нард запрещает сбивать либо удалять с поля жетоны противника, если они стоят в нужной по количеству баллов лунке.
Перемещение пешек происходит в одном направлении – против часовой стрелки.
Как заинтересовать ребенка
Чтобы ваше чадо смогло действительно хорошо играть в шашки, главной целью взрослых на начальном этапе является искренняя заинтересованность будущего шашиста. При этом нужно помнить, что учебный процесс проходит не взрослый человек, ребенок. Иными словами, вы будете общаться с еще недостаточно сформированной личностью, и поэтому у юного спортсмена обязательно должен быть определённый интерес к игре. Если ребенок не будет получать удовольствие от игры, то ничего хорошего из этого не выйдет. Не нужно давить на ребёнка из-за того, что не все получается, а в процессе игры сами действуйте не в полную силу. Малышу непременно нужно понять, что он может, и что у него получается хорошо. И только выиграв несколько партий у взрослого, и ощутив вкус победы, он захочет продолжать учиться дальше.
Второй, не менее важный аспект – процесс обучения детей нужно проводить в интересном и ненавязчивом формате. Знакомить их с новым материалом следует в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, посвящать в основные правила игры в шашки допустимо в виде сказки либо в стихотворном варианте. Очень пригодится в таком случае книжка «Зайкины шашки» Е. М. Юровского, Л. П. Кондратьевой. Заучивая легкие стишки, ребята очень быстро начинают ориентироваться в правилах, и перестают путаться в настольных баталиях.
1.5 Взятие
1.5.1. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
1.5.2. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
1.5.3. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.
1.5.4. Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.
1.5.5. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.
1.5.6. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.
1.5.7. После завершения взятия согласно п.п. 1.5.5. и 1.5.6. взятые шашки соперника затем снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.
1.5.8. В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки или дамки через собственные.
1.5.9. В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.
1.5.10. Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на поле взятия и затем на конечное поле.
1.5.11. Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании передвижения шашки или дамки отнял от нее руку.
1.5.12. Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие.
1.5.13. Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.
1.5.14. При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простые), предоставляется берущему.
1.5.15. Если простая при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.
1.5.16. Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.
Сборник дебютов
Начало матча имеет огромное значение: правильный старт – ключ к захвату центра доски и стеснению действий оппонента. Шашист Владимир Вахтёров перечисляет основные стартовые комбинации, в том числе «городскую партию» с быстрым взятием центральной части и бортов доски. «Кол» приводит к стандартному размену и занятию чёрными выгодной позиции. В авторскую энциклопедию дебютов входят также «отыгрыш», «косяк», «тычок», «этюд Петрова». Во втором гайде рассмотрены заведомо проигрышные варианты. В третьей лекции автор разбирает самые эффективные ловушки. Показано применение рекомендаций на практике.
1.2. Наименование диагоналей шашечной доски
картинка
Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ.
Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край – верхними диагоналями.
Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.
Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги, и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют тройник. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые – нижним и верхним тройничком.
Две диагонали, пересекающие большую дорогу и тройник (по 7 полей в каждой), составляет двойник. Они называются нижним и верхним двойником.
Следующие за двойником две диагонали (по 5 нолей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют косяк. Соответственно они носят названия нижний и верхний косяк, нижний и верхний косячок.