Упражнения на координацию: что такое координация, для чего и как ее развивать

Развитие навыка с детства

Чем больше ребенок уделяет времени спортивным развлечениям, например, настольному теннису, акробатике, да и просто активным играм, тем лучше у него развиваются ловкость и координация.

При нормальном состоянии нервной системы и вестибулярного аппарата, ловкость при рождении у разных детей различается незначительно. Но затем, в зависимости от образа жизни, потенциал теряется. В итоге кто-то не может поймать теннисный мячик, брошенный ему с 10 метров, а кто-то попадает с 20 метров баскетбольным мячом в кольцо, стоя к нему спиной. Рассмотрим, почему так получается.

Детский возраст – самое удобное время для закладывания нужных физических характеристик. Мышечная память впитывает все движения как губка, прочно сохраняя их на долгие годы. Затем, по мере взросления ребенка, способность к обучению начинает угасать. Конечно, учиться никогда не поздно. Но в 18–20 лет тренировка какого-либо физического навыка будет уже несколько сложнее, чем в 13–14. А после 30 лет для решения той же самой задачи потребуется еще больше времени и усилий. Точно так же и с координацией. Чем раньше вы начнете над ней работать, тем проще будет добиться результатов.

Методы развития КС

Как улучшить координационные способности человека? Для этого существует много различных разработок. Самыми действенными из них являются методы, использующие строго регламентированные упражнения. В основе таких занятий лежит двигательная активность.

Так, «чувство времени», «чувство пространства», а также «чувство мышечных усилий» – это весьма важные для человека координационные способности, и методика их развития в связи с этим занимает ведущее место в процессе воспитания. Рассмотрим совершенствование данных возможностей подробнее.

Для развития способности, позволяющей максимально точно выполнять движения, применяются комплексы общеподготовительных упражнений

При этом важно систематически повышать их координационную сложность. Например, в таких случаях даются задания, требующие точности воспроизведения как одновременных, так и последовательных положений и движений туловища, ног, рук. Применяются также бег и ходьба на заданное время и т

д

Применяются также бег и ходьба на заданное время и т. д.

Более высокого уровня координационные способности и методика их развития предполагают выполнение воспитанниками специальных упражнений на соразмерность движений в определенных границах пространства, времени и мышечных усилий. В этих случаях используют методы многократного выполнения заданий. При этом дается установка на запоминание полученных показателей и дальнейшую их самооценку. Это методы «контрастных заданий» и «сближаемых задач». Использование подобных упражнений позволяет осознавать различие субъективных ощущений с имеющимися объективными данными. При неоднократном повторении таких заданий повышается сенсорная чувствительность человека, что дает ему возможность более точно управлять движениями.

Стоит иметь в виду, что наиболее трудными для освоения являются задания, при выполнении которых требуется точность дифференцирования временных, пространственных и силовых параметров. В связи с этим их следует применять с учетом методик контрастных и сближаемых заданий. Суть первой из них состоит в выполнении чередующихся упражнений, которые резко отличаются по какому-либо параметру. Например, смена заданий на броски мячом с 6 м до 4 м, а также прыжки в длину то на максимальное расстояние, то на его половину.

Методика «сближаемых заданий», в отличие от описанной выше, требует от исполнителя высокой точности дифференцирования. Например, поднятие рук на 90 и 75 градусов, прыжки в длину на 150 и 180 см и т. д.

Некоторые виды профессиональной деятельности и занятия определенными видами спорта требуют от человека не только высокого уровня пространственных координационных способностей, но и хорошо развитого чувства пространства. Оно характеризуется возможностью индивида правильно оценивать размеры препятствий, расстояние до цели, дистанцию между предметами и людьми и т. д. Для того чтобы развить чувство пространства, применение методов контрастных и сближающихся заданий является весьма эффективным.

Одна из основных координационных способностей человека – «чувство времени», то есть возможность тонкого восприятия временных параметров. Для совершенствования данной точности движений применяют специфические упражнения. Они состоят в оценке небольших временных интервалов от 5 до 10 секунд. Для проверки точности выполнения задания используются секундомеры. Также развить чувство времени позволяют упражнения на оценку микроинтервалов от одной до десятых частей секунды. Для проверки такого задания используют электронные приборы.

Способность к восприятию временных микроинтервалов можно развить до самой высокой точности, вплоть до одной тысячной секунды. Для этого используют специальные тренировки.

методические приемы,

– увеличении времени сохранения заданной позы;- уменьшении площади опоры;- исключении зрительного анализатора;- увеличении высоты поверхности опоры;- введении сопутствующих или парных движений.

Для улучшения динамического равновесия выполняются упражнения:

– с изменением внешних условий (погоды, покрытия, рельефа);- на тренировку вестибулярного аппарата, с использованием качелей, центрифуг и т. д.

Для того чтобы развить координационные способности, необходимо соблюдать принцип систематичности. Нельзя делать неоправданные перерывы между занятиями, так как они непременно приведут к потере навыков.

Во время тренировок на координацию важно:

– не переутомляться;- выполнять упражнения только при хорошем психофизическом самочувствии;- делать достаточные интервалы между упражнениями для того, чтобы восстановить свою работоспособность;- параллельно выполнять задания на развитие иных способностей.

Структура

  1. Конечный, в который входит оба полушария
  2. Задний, к которому относится мозжечок
  3. Средний, расположенный между мостом и мозжечком
  4. Промежуточный, находящийся выше среднего
  5. Продолговатый, который является непосредственно продолжением спинного

Понятие конечного мозга объединяет оба полушария, при этом его также принято разделять на 4 доли — лобную, височную, теменную, затылочную.

Слаженная работа всех отделов направлена на работу высших психических функций — восприятия, внимания, памяти, мышления. Наша нервная система получает сигналы от органов чувств, а мозг обрабатывает их — слух, зрение, вкус, запах, чувство равновесия. Также он контролирует все жизненно важные процессы — дыхание, сердцебиение, метаболизм. Рассмотрим подробнее, где же происходит это волшебство.

Как развить координацию движений?

Координацию можно развить тренировками. Существуют разные методы развития координации движений. Самый базовый метод – это многократное повторение движений. Еще одним способом является выполнение движений с низкой скоростью и с минимальной нагрузкой.

Координацию также можно развивать путем добавлений новых движений, которые будут непривычными для человека. В тренировочном процессе сложность координационных упражнений следует постепенно увеличивать. Повышать требования к точности и согласованности мышления.

Высокая эффективность тренинга обеспечивается быстрой сменой положения, например, ускорение (бег) с положения стоя на коленях, или такое упражнение, как «head to head», активно применяющееся в американском футболе, в котором два атлета ложатся на землю голова к голове к линии разграничения, после чего тренер внезапно бросает мяч одному из них, и спортсмен, завладевший мячом, должен как можно быстрее пересечь линию. Для этого ему нужно поймать мяч не глядя, без фиксации внимания и взгляда на мяче, сменить положение лежа на вертикальное и, минуя оппонента, пересечь линию. На самом деле, выполняется это упражнение молниеносно.

Еще одним методом развития координации является изменение скорости движения или темпа. Для этого нужно ввести в тренировочный процесс ритмические комбинации. Еще один отличный пример – это прохождение маршрутов ресиверов принимающих в американском футболе, для которых характерны мгновенные остановки, смена направления движения и ускорения.

Также смена способов выполнения упражнений может помочь в развитии координации движений. Например, прыжки на скакалке не на двух ногах, а на одной. Броски мяча в горизонтальном положении и многое другое. Также весьма эффективный способ развить координацию – это занятие с инвентарем неэргономической формы, например, выпады с сэндбэгом вместо гантелей, или приседание на балансировочной платформе. Выполнение упражнений с партнером или несколькими участниками тоже развивает координацию. В паре можно выполнять прыжки, повороты, наклоны, приседы и подъемы.

Равновесие между работой и семьей

Чтобы быть счастливым, необходимо сохранять гармоничный баланс между работой и семейной жизнью. Определите гармоничные отношения как приоритет, после чего займитесь изменениями, необходимыми для того, чтобы сделать свою жизнь гармоничной.

Существуют лишь четыре способа, при помощи которых возможно изменить жизнь. Вы можете делать каких-то вещей больше, а каких-то меньше. Можете начать делать что-то, что вы не делаете сейчас, а можете перестать делать нечто, что вам совершенно не нужно.

Чтобы вернуть жизнь в нужное, гармоничное русло, сядьте вместе с членами семьи и задайте им четыре вопроса: “Чему, по вашему мнению, мне нужно уделять больше внимания? Чему меньше? Есть ли что-то, что я должен начать делать? Чего мне не следует больше делать?”

Если у вас достанет мужества задать эти вопросы, советую заранее позаботиться об ужине, потому как сидеть и слушать ответы вам придется довольно долго.

Есть очень простой рецепт достижения и сохранения равновесия между работой и семейной жизнью. Согласно этому рецепту, вы делите жизнь на две основные части, а затем формулируете стратегию для каждой из них.

Научитесь “работать все время, пока вы на работе”. Не слоняйтесь без дела и не тратьте время попусту. Не болтайте с коллегами, не читайте газеты, не висите часами на телефоне, не устраивайте без конца перерывов на кофе и не ходите по магазинам. Работайте все время, пока находитесь на работе! Помните: если вы не успеете справиться с работой, она никуда не исчезнет. Вам придется взять ее домой. И в результате – вы потеряли время на работе, а потом лишили семью своего внимания. Это не лучшая политика.

Вторая часть рецепта касается семейной жизни. Если вы вместе с семьей, отдавайтесь ей на сто процентов, посвящайте ей все свои мысли и время. Помните: вы действительно вместе с другим человеком, когда вы с ним “всей душой”.

Дайте себе слово хотя бы один час в день проводить вместе с супругом или супругой и по крайней мере десять-двадцать минут с каждым из детей. Если захотите, можно и больше, но вот меньше – это уже не самая лучшая идея.

Правило равновесия гласит: “На работе важно качество времени, а дома – количество”

Работа требует качественной затраты времени. Это означает, что вы работаете, полностью сосредоточившись на максимально эффективном использовании своего рабочего времени. Вы, не раздумывая, приступаете к работе и выполняете ее максимально быстро

Вы расставляете приоритеты и все внимание направляете на результаты. Если вы работаете, то работаете по-настоящему!. Личные отношения, наоборот, требует количественных затрат времени

Чтобы получить истинное наслаждение от общения, его должно быть много, его ничто не должно нарушать. “Жизнь исчисляется годами, но ощущаем ее мы лишь в отдельные моменты”. Самые трогательные и драгоценные моменты случаются неожиданно и приходят нежданно-негаданно

Личные отношения, наоборот, требует количественных затрат времени. Чтобы получить истинное наслаждение от общения, его должно быть много, его ничто не должно нарушать. “Жизнь исчисляется годами, но ощущаем ее мы лишь в отдельные моменты”. Самые трогательные и драгоценные моменты случаются неожиданно и приходят нежданно-негаданно.

Повторение принципа согласованных действий

Никто не сражается в одиночку. Любой жизненный успех требует активного сотрудничества и общения с окружающими людьми. Чем лучше вы умеете ладить с людьми, тем счастливее и удачливее вы будете в жизни – и дома, и на работе.

Люди, достигшие поистине грандиозного успеха, развили в себе способность замечательно ладить с огромным количеством самых разных людей. Они обладают высокой самооценкой и твердой уверенностью в собственных силах. Они любят и уважают себя, в результате они любят и уважают остальных. Они дружно работают вместе с другими для достижения общих, совместно выработанных целей.

Эти люди – замечательные командные игроки. Они искренне и горячо хотят внести свой полезный вклад. Когда вы сможете создать обширную сеть гармоничных отношений, вы будете черпать силы и энергию из этой гармонии. И тогда вас ничто не остановит.

показать содержание

Трейси Брайан. 21 секрет успеха миллионеров | Достижение цели (Трейси Брайан) | Победа! (Трейси Брайан) | Постройте свое будущее (Трейси Брайан) | Привычки на миллионы долларов (Трейси Брайан) |

Принципы функции координации

Принцип первого руководителя. В большинстве случаев осуществление кардинальных изменений и реализация особо сложных программ требуют координации работы многих подразделений и перераспределения финансовых и материальных ресурсов.

Принцип ограниченного диапазона управления. Суть этого принципа можно сформулировать следующим образом: “Число непосредственно подчиненных руководителю работников ил подразделений не должно выходить за рамки определенного диапазона’

В отношении количества непосредственно подчиненных руководителю сотрудников имеется тенденция установления строго определенного числа (8 человек), превращающего его в особый закон эффективного управления.

Пороговое значение, ограниченное числом 10, подтверждается последними исследованиями о психических возможностях человеческого мозга по обзору и контролю. Считается, что при превышении этой величины мозг перегружается, повышается стрессовая нагрузка и не достигается контроль над объектами и процессами.

Верхний же предел диапазона управления для сложных и разнородных работ, требующих стратегического планирования и координации важнейших направлений деятельности которые характерны для высших уровней управления, не может превышать десяти.

Принцип пропорциональности. Настоящий принцип предполагает соблюдение определенных пропорций между составными частями организации, между производственными и функциональными подразделениями, между под- системами управления. Особенно это касается пропорциональности основных и вспомогательных подразделений, на стыке которых наиболее часто возникают диспропорции.

Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. Если работу выполняют два человека в одном подразделении, то координации практически не требуется. В малых организациях, где все работники знают друг друга, обеспечить координацию их работы не представляет сложности. В крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение необходимого уровня координации требует от высшего руководства определенных усилий. Очевидно, что если деятельность предприятия распределена между десятками подразделений с тысячами сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает.

Действие принципа затрагивает также сбалансированное развитие мощностей в связи с ростом объемов производства. Игнорирование этого принципа приводит к разбалансированности и потере стабильности функционирования организации.

Координация основывается на следующих трех принципах “групповое усилие”; “единство действий”; “общая цель” .

А.А. Радугин выделяет три основополагающих принципа координации: единство команд; цепь команд (или скалярная цепь); интервал управления .

В соответствии с принципом единства команд каждый подчиненный должен быть отвётствен только перед одним вышестоящим лицом.

Единство команд как слишком жесткое в последнее время подвергается критике. Но тем не менее этот принцип по возможности сохраняется, так как при его нарушении возникают конфликты.

Таким образом, функция координации обеспечивает передачу информации по всем каналам от объекта управления в аппарат управления, а также между звеньями этого аппарата.

Координация

Координация

— процесс согласования работы мышц, необходимый для успешного выполнения двигательной функции. При развитии двигательного навыка координация движений видоизменяется, в том числе происходит освоение инерционности двигающихся органов. Поначалу управление происходит за счет активной статической фиксации этих органов, затем — за счет кратковременных физических импульсов, направляемых в определенный момент к нужной мышце. На заключительных стадиях развития координации, используются инерционные движения. В уже сложившемся динамически устойчивом движении, уравновешивание всех инерционных движений происходит автоматически, без произведения дополнительных коррекционных импульсов.

Виды координации

Существуют такие виды координации, как:

  1. Межмышечная координация – взаимодействие всех мышц, задействованных в движение, сюда входит: координационная согласованность мышц-синергистов и антагонистов, сокращение соответствующих мышц в определенном порядке с достаточной интенсивностью.
  2. Внутримышечная координация – это восприимчивость мышц к нервным импульсам, то есть отклик мышц на иннервацию.

Координационные способности:

Способность к быстрому реагированию. Ловкость – это умение перестраивать двигательную активность под сложившуюся ситуацию и потребность. Например, расчет силы при ударе ракеткой или броске мяча.
Равновесие и ритмическая способность. Удержание баланса.
Пространственное ориентирование — этот вид подразумевает навык ориентирования во времени и пространстве. Например, при ловле теннисного мяча человек обязательно должен зрительно фиксировать предмет (мяч), приближающийся к нему для того, чтобы его поймать

При развитии «чувства времени» и «чувства пространства» он может поймать мяч «не глядя», то есть не фиксировать зрительное внимание на мяче. В очередной раз отличным примером будут элементы ловли или передачи мяча игроками в американском футболе, когда мяч передается посредством броска игроку, который не фокусирует взгляд на мяче, а концентрирует внимание и зрительный контакт, например, на защитнике противоборствующей команды

В американском футболе, хоккее, баскетболе и соккере такой вид координации – частое явление. Еще хорошим примером следует назвать настольный и большой теннис.

Программа упражнений на координацию

Приседания на массажном валике

Упражнение прорабатывает: Торс и Ноги

  • Встаньте на массажный валик, ноги на ширине бёдер, свод стопы должен находиться прямо по центру валика. Вытяните руки перед собой на уровне плеч.
  • Опуститесь в присед, сгибая ноги в коленях под углом 90°. В нижней точке этого движения напрягите мышцы задней поверхности бедра, ягодицы и торс
  • Вернитесь в положение стоя, не напрягая колени; удерживайте баланс.

Выполните 2 подхода по 15 медленных повторений.

Тяга блока к поясу «ФЛАМИНГО»

Упражнение прорабатывает: Спину, Торс и Ноги

  • Встаньте на левую ногу, держа правой рукой рукоятку блочного тренажёра на высоте талии.
  • Наклонитесь в сторону тренажёра, не напрягая колено левой ноги, пока ваш торс, правая рука и правая нога не станут параллельны полу. Держите ладонь левой руки на бедре и смотрите вперёд.
  • Вернитесь в положение стоя, отводя правый локоть вправо и одновременно сгибайте левое колено вперёд перед собой, поднимая его на высоту таза.
  • Вытяните правую руку и ногу, возвращаясь в исходное положение, и повторите упражнение.

Выполните 2 подхода по 15 повторов на каждую ногу.

L-подъемы гантелей в стойке на коленях на босу

Упражнение прорабатывает: Плечи, Торс

  • Возьмите одну гантель левой рукой и зафиксируйте ее перед левым бедром, другую — правой рукой у правого бока. Встаньте на колени на сферическую часть босу, туловище держите вертикально, плечи — в одной плоскости с бёдрами и тазом (А).
  • Поднимите левую руку с гантелью перед собой на уровень плеч и одновременно поднимите правую руку вбок до уровня плеча; держите руки прямыми во время всего упражнения (Б).
  • Опустите гантели в исходное положение, затем поднимите правую руку перед собой и левую — в сторону.

Выполните 2 подхода по 16 повторений.

Выброс мяча вверх, стоя на босу

Упражнение прорабатывает: Плечи, Торс и Ноги

  • Встаньте, балансируя на плоской стороне босу, ноги на ширине бёдер, держите медбол перед собой на высоте бёдер.
  • Присядьте, опуская мяч немного в сторону за левую ногу (а).
  • Держа руки вытянутыми, встаньте из приседа, скрутите туловище, пока медбол не окажется под углом 45° над вашим плечом. Взгляд направлен на мяч (б).
  • Опуститесь назад в присед и снова заведите мяч за левую стопу, держа руки прямыми.

Выполните два подхода по 20 повторений в каждую сторону.

Планка на фитболе

Упражнение прорабатывает: Торс и Ягодичные мышцы

  • Лягте на фитбол лицом вниз, талия должна находиться точно по центру мяча. Положите руки на пол,запястья под плечи.
  • Вытяните обе ноги, пока они не будут параллельны полу. Держа стопы на ширине бёдер, напрягите ягодицы (А).
  • Поднимите и вытяните правую руку вперёд, пока она не станет параллельной полу. Удерживайте эту позицию в течение 15 секунд (Б).
  • Верните правую руку на пол и повторите движение левой рукой, удерживая позу в течение 15 секунд.

Выполните 2 подхода по 6 повторений для каждой руки.

Вестибулярный аппарат

Этот сегмент головного мозга помогает определять нашему телу, где низ, а где верх, где право и где лево. Работает он за счет гидравлического давления на особые рецепторы. Если убрать силу тяжести, вестибулярный аппарат просто потеряется.

Эта часть мозга отвечает за равновесие и ловкость. Для него тоже существует специальная тренировка, которая действительно может помочь вам быстрее приспосабливаться к резким нестандартным движениям.

Со временем, если его не тренировать, вестибулярный аппарат деградирует, телу становится сложнее адаптироваться после вращений и резких изменений положения. Может появляться тошнота и головокружение. Кстати, тошнота от воздушных ям в самолете, от резких ускорений – признак ослабленного вестибулярного аппарата.

Хороший способ развить его таков:

  1. Встаньте прямо, руки вдоль туловища или же скрестите их на груди.
  2. Сделайте 10 поворотов по часовой стрелке за счет поясницы. То есть, ноги на месте, вращается все, что выше таза. Чем больше амплитуда вращений, тем лучше.
  3. Резко остановитесь, прислушайтесь к вашим ощущениям. Если появилась тошнота – сделайте еще 10 повторений, но в более медленном темпе.
  4. Если тошноты нет, сделайте 10 поворотов против часовой стрелки.
  5. Для первого раза хватит. Повторите на следующий день упражнение, но увеличьте количество вращений в 2 раза.
  6. Затем включите ритмичную музыку и делайте эти вращения по 10, 20, 30 минут. С одной стороны, будет подкачиваться боковой пресс и низ спины, а с другой – ваш вестибулярный аппарат будет в норме. И еще один бонус – если вы вдруг примите больше алкоголя, чем вам можно и почувствуете так называемые вертолеты, вы уже не побежите в туалет. Тем не менее, пить мы не рекомендуем.

Теперь вы знаете, как укрепить вестибулярный аппарат. Вы уже знаете парочку упражнений на координацию и ловкость, вот еще несколько.

Методы развития координации

Для развития координации используют такие способы:

  1. Игровой.
  2. Повторный.
  3. Вариативный.
  4. Соревновательный.

Игровой метод применяется для развития способностей к ориентированию у детей. Он подразумевает выполнение задания в рамках времени или предусматривает определенные условия. Если нет дополнительных заданий, то ребенок должен решить возникшую задачу, самостоятельно анализируя сложившуюся ситуацию.

Повторный метод применяют для отработки сложных двигательных действий. Чтобы овладеть ими, нужно повторить их много раз в стандартных условиях.

Широкое использование имеет вариативный способ – метод строго регламентированного упражнения. Основан на активной двигательной деятельности. Состоит их двух подметодов: строго и нестрого регламентированного многообразия. Первый можно разделить на такие группы:

  • Изменение направления движения; изменение темпа, скорости и ритма движений; изменение стартового положения и метода выполнения упражнений;
  • Усложнение обычных упражнений с добавлением движений; комбинирование действий; зеркальное выполнение заданий;
  • Усложнение движений путем добавления элементов жонглирования, изменения скорости действия; упражнения на равновесие; выполнение заданий при ограничении зрительного контроля.

Не строго регламентируемые методы могут состоять из:

  • Многообразия необычных условий – езда на велосипеде, бег по траве, по снегу, по льду, игры в футбол, волейбол;
  • Спортивных занятий с использованием непривычных снарядов – разные мячи, прыжки через планку, резинку, веревку.

Соревновательный метод в комбинации с игровым дает замечательные результаты, поскольку увеличивает желание выполнить задание лучше соперника.

Важные рекомендации по развитию координации

Как улучшить координацию движений и быстро увидеть положительные изменения? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Выполняйте 2-3 упражнения на координацию ежедневно. При таком режиме необходима всего одна полноценная тренировка в неделю, во время которой нужно сделать все упражнения.
Добавьте активного движения в свою жизнь

Неважно, что именно вы выберите — теннис, танцы, командные спортивные игры или же игры с детьми. Старайтесь не упускать любую возможность подвигаться

Подобные занятия не только способствуют развитию координации, но и пойдут на пользу мышцам.
Пробуйте новое! Если стандартные занятия надоели или вы не можете достигнуть желаемого результата, разнообразьте свои тренировки. Например, добавьте в них элементы йоги, пилатеса или кикбоксинга.
Стремитесь к выходу на новый уровень. Сначала выполняйте максимально простой вариант упражнения, а через каждые 5-6 занятий переходите к более сложному варианту.

Развитая координация — это качество, которое упростит занятия фитнесом, танцами, боевыми искусствами, да и просто пригодится в повседневной жизни. Также оно значительно снижает вероятность травм и серьёзных ушибов, ведь многие из них случаются как раз по причине потери равновесия. Регулярное выполнение описанных упражнений на ловкость и координацию научит мышцы работать уверенно и согласованно.

В дополнение приведу несколько примеров видео тренировок на развитие координации, баланса и ловкости.

От чего зависит?

Координация задействована даже в выполнении повседневных задач. Зависит она от того, насколько сильна связь между телом и мозгом, который предлагает движения и, одновременно, осуществляет контроль над ними.

Часть мозга, которая отвечает за посыл к действию, называется предвигательная, а та, что ответственна за его выполнение – двигательная. Эти сигналы направляются к теменной доле. Получив информацию, область, ответственная за движения, посылает команды мышцам рук, ног и т.д.

При выполнении определенных движений, мозг получает информацию от нервных окончаний мышц и суставов об их состоянии и, в случае надобности, задействуются рефлекторные механизмы равновесия, за счет которых в мышцах происходят нужные изменения, а регулирует это все мозжечок.

В мышцах расположены чувствительные волокна, благодаря которым измеряется степень их напряжения, после чего в головной мозг посылается соответствующий сигнал.

Результат любого сложного движения, связанного с управлением всеми или несколькими группами мышц, неизменно зависит от двигательных нервных волокон.

Они располагаются в головном мозге и позвоночном столбе, и дотягиваются до всех мышц. Каждое из них ответвляется и доходит до определенной группы мышечных волокон (мышечных узлов), они вступают в работу при поступлении импульса от ветви нервного волокна.

Выполнение этих действий зависит и от информации, поступающей к ним от органов чувств, которые контролируют движения. Однако, при хорошем управлении мышцами, осуществляемом посредством головного мозга и ЦНС, недостаточность их развития не позволит выполнять даже простейшие действия.

Составляющие мышц — живые ткани, поэтому их состояние напрямую связано с питательными веществами и кислородом, поступающими из крови, и выводом продуктов жизнедеятельности. Но кроме этого, большую роль играют физические нагрузки, которые необходимы для правильной работы всех мышечных групп.

Когда лучше развивать?

Развивается координация с детства, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову и переворачиваться на живот. Развитие продолжается до 18 лет. При правильных занятиях – посещении различных кружков и спортивных секций, с возрастом она будет улучшаться.

Даже если, будучи взрослым, человек забросит занятия и перестанет развивать эту способность, функция «мышечной памяти» не позволит ему быть неуклюжим

Именно по этой причине важно с детства приучать ребенка к постоянным занятиям спортом и развивать координацию

Занятия гимнастикой, теннисом, футболом, катание на роликах, коньках и велосипеде способствуют развитию координационной способности. Наиболее подходящим для начала упражнений считается возраст от 2 лет. Для тех же, кто упустил время, существует масса упражнений, помогающих правильной координации

Важно выполнять их регулярно, отдельно разучивать каждый элемент и многократно повторять его

Симптомы нарушения координации движений

Существуют следующие симптомы нарушения координации движений:

Шаткие движения

Этот симптом проявляется при ослаблении мышц тела, особенно конечностей. Движения больного становятся несогласованными. При ходьбе его сильно шатает, шаги становятся резкими, имеют разную длину.

Тремор

Тремор – дрожание кистей рук или головы. Бывает сильный и почти незаметный тремор. У некоторых больных он начинается лишь в процессе движения, у других – только когда они неподвижны. При сильном беспокойстве тремор нарастает; шаткие, неравномерные движения. При ослаблении мускулатуры тела конечности не получают достаточной основы при движениях. Пациент шагает неровно, прерывисто, шаги имеют разную длину, его пошатывает.

Атаксия

Атаксия – вызвается поражением лобных отделов головного мозга, мозжечка, нервных волокон, передающих сигнал по каналам спинного и головного мозга. Врачи выделяют статическую и динамическую атаксию. При статической атаксии человек не может поддерживать равновесие в положении стоя, при динамической ему трудно сбалансировано двигаться.

Фармакологическая поддержка спортсмена при наработке координационных качеств[править | править код]

Основное внимание при фармакологической поддержке следует обратить на защиту от стресса и развитие способности к концентрации внимания, улучшении памяти.

Фармакологическая поддержка спортсмена при наработке координационных качеств

Препараты

Этапы специальной подготовки

Базовый

Развитие координации

Применение седативных средств подразумевает снятие стресса при длительном разучивании сложных двигательных комбинаций и их связок; предоставление возможности спортсмену иметь полноценный отдых ночью, отключение от повторных переживаний дневных событий во время ночного сна.

В таблице представлены только группы препаратов, которые могут быть использованы при наработке качеств, соответствующих понятию «координация».

Фармакологическое обеспечение стартов на этапах кубковых соревнований (реализация спортсмена через серию стартов)

Препараты

Периоды

Подготовительный, 8—12 недель

Соревновательный (старты и перерывы)

старты

перерывы

старты

перерывы

старты

Восстановление

Витамин В16

Минералы — К, Mg, Zn, Se

Рибоксин

Лецитин, эссенциале

Примечание

Необходимо обратить внимание на важность восстановительных мероприятий по окончании стартов.. Вариантом фармакологического обеспечения, приведенным в табл., могут воспользоваться и спортсмены игровых видов спорта

Вариантом фармакологического обеспечения, приведенным в табл., могут воспользоваться и спортсмены игровых видов спорта.

Вариантом фармакологического обеспечения, приведенным в табл., могут воспользоваться и спортсмены игровых видов спорта.

Как оценить развитие координации

Нередко люди замечают за собой неуклюжую ходьбу, частые падения, неловкость. Обычно они списывают разбитые чашки и содранные коленки на невнимательность и не пытаются как-то исправить ситуацию. Однако зачастую проблема заключается в расстройстве моторной (двигательной) координации, которую можно и нужно развивать.

Как правило, такая необходимость возникает в детском возрасте, когда нервная система и опорно-двигательный аппарат еще не сформировались до конца, и у пожилых людей, страдающих сосудистыми заболеваниями головного мозга. Тем не менее молодые люди тоже не застрахованы от координационных нарушений.

Оценить собственную координацию движений помогут несложные тесты:

  1. Встаньте в позу Ромберга. Для этого поставьте ноги на одну линию – одна ступня упирается пальцами в пятку другой. Руки разведите в стороны и зажмурьтесь. Теперь коснитесь кончика носа подушечкой указательного пальца сначала правой, а потом левой руки.
  2. Расставьте ступни параллельно друг другу на расстоянии 10-15 см. С закрытыми глазами сначала сдвиньте вместе пальцы, а потом и пяточные области.
  3. Сядьте и протяните вперед левую ногу. Постарайтесь синхронно описывать круги в воздухе ногой по часовой стрелке, а правым указательным пальцем руки рисовать воображаемую букву «Б».
  4. Одну кисть поместите на переднюю брюшную стенку, медленно поглаживайте ей живот по часовой стрелке с закрытыми глазами. Параллельно другой рукой похлопывайте себя по затылку.
  5. Раскиньте руки в стороны и вытяните одну ногу вперед. Закройте глаза. Постарайтесь выстоять на одной ноге не менее 30 секунд.

Не всегда координаторные расстройства возникают на фоне болезни. К ним также приводят гиподинамия, сидячая работа, постоянное передвижение на личном автомобиле. А вот поездки в общественном транспорте и ходьба пешком наоборот способствуют тренировке навыков удержания равновесия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий