Шахматные фигуры, наименование, количество, как стоят и ходят

Цель игры

Наверняка многие люди знают, что для игры потребуется доска, где отмечены ровно 64 клетки (чередуются темные и светлые), а игроки должны занять места друг напротив друга. Непонятной, но в то же время предельно простой представляется нам игра в шахматы. Как ходят фигуры – будет рассказано ниже, а пока необходимо ознакомиться с целью игры.

Каждый из игроков имеет ровно 16 фигур:

  • король;
  • ферзь;
  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • 8 пешек.

Целью шахмат является постановка мата королю противника. Матом называется ситуация, когда одному из королей ставится угроза в виде фигуры соперника, то есть, король уже находится под шахом и никак не сможет избежать этого положения.

Расположение фигур на доске

С описанием и характеристиками фигур мы разобрались, однако на этом правила игры в шахматы не заканчиваются. Ещё один важный момент — это правильное их расположение на доске, которая представляет собой квадрат. Его вертикаль и горизонталь — по восемь клеточек, а площадь составляет 64 зоны, которые поочерёдно закрашены в белый и чёрный цвета. Горизонтальные зоны пронумерованы от 1 до 8, а у вертикальных полей есть буквенное описание от a до h. Соответственно, каждая клеточка доски номинально имеет свою собственную координату. Например, b6.

Перед стартом каждой партии все фигуры должны быть расположены на своих законных местах. Алгоритм их расстановки распишем ниже:

1. Первыми по краям доски ставятся ладьи, служащие сторожевыми башнями. У белых они имеют координаты a1 и h1, а у чёрных — a8 и h8.

2. Вслед за ладьями необходимо расположить шахматный зоопарк. Вблизи каждой ладьи необходимо поставить по коню: белые кони располагаются в клеточках b1 и g1, а чёрные — в b8 и g8.

3. Соседями коней, разумеется, являются слоны. Они стоят ближе к центу. Слоны белого цвета находят своё место в ячейках c1 и f1, а черные — в c8 и f8.

4. Центральные места в первых рядах занимают король и ферзь, являющиеся главными фигурами на доске. Бывают случаи, когда игроки путают, куда именно их нужно выставлять, однако достаточно выучить один нюанс: король позволяет ферзю расположиться на своём цвете. Получается, что белый ферзь занимает клетку d1, а его черный противник — d8. Королям же остаются столбцы под буквой «е»: белый стоит на e1, а черный — на e8.

5. Самое простое — расположение пешек. Их в коллекции каждого игрока по восемь штук, каждая из которых выстраивается непосредственно перед фигурами первого ряда. Все пешки белого цвета занимают ячейки с a2 по h2, а чёрные — с a7 по h7.

Сколько всего и какие названия фигур в шахматах

В классических шахматах каждый игрок распоряжается армией из шестнадцати боевых единиц. У одного белые фигуры, у второго — черные.

Всего в начале партии на шахматной доске находятся 32 фигуры:

  • Пешка — 16 шт. (8 белых и 8 черных фигур)
  • Ладья — 4 шт. (2 белых и 2 черных)
  • Конь — 4 шт. (2 белых и 2 черных)
  • Слон — 4 шт. (2 белых и 2 черных)
  • Ферзь — 2 шт. (1 белый и 1 черный)
  • Король — 2 шт. (1 белый и 1 черный)

Вся игра в шахматы и фигуры имеют определенные правила, которые официально закреплены и неукоснительно соблюдаются. В частности, в них прописаны ходы фигур, их начальное расположение на доске и способы атаки.

Давайте посмотрим, какие фигуры в шахматах используются, ведь существует целых шесть разновидностей.

Расстановка фигур в шахматах

Название шахматных фигур

Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

  • Линии номер 2 и 7 – пешки. Восемь пешек, как бы прикрывают строй основных фигур.
  • Углы доски – ладьи;
  • Рядом с ладьями – кони;
  • Рядом с конями – слоны;
  • Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
  • Рядом с ферзем стоит король.

Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

 Пешки

Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

Ладья (тура)

Ладья  ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.  Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.Так может ходить ладья.

Конь

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.

Ходы конем из начального положения.

То есть,  даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Офицер (слон)

 Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только  клетки одного цвета.  Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Шахматный слон ходит по диагонали.

Ферзь

Королева (ферзь).Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь  может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

Король

Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.

Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Цель игры

Цель игры – сделать так, чтобы сопернику можно было объявить мат. Так называется ход, который ставит в опасность короля, у которого при этом больше не остается ходов для отступления. Если мат поставить не удается ни одной из сторон, то по обоюдному согласию противники приходят к завершению игры в ничью.

Сыграть в шахматы и помериться мастерством в тактическом мышлении могут как взрослые, так и дети. Проводятся различные турниры с присвоением спортивных разрядов. Для взрослых это кандидат в мастера спорта, первый, второй и третий спортивные разряды, на детских соревнованиях можно получить юношеские разряды с первого по третий.

И хотя стартовая позиция фигур в классических шахматах всегда одинаковая, существует огромное число вариаций ходов. Классика шахмат – двое игроков, которые располагаются друг напротив друга за столом над шахматной доской с 64 клетками. Оба получают одинаковые комплекты фигур белого и черного цвета.

В игре существует понятие стиля: позиционного, комбинационного и других. К позиционному стилю относят следующие полезные навыки игры:

  • овладение горизонталями и вертикалями;
  • умение «связывать» фигуры противника, то есть ставить их в неудобные и опасные положения;
  • обеспечение подвижности собственных фигур;
  • укрепление позиций собственного короля.

Победа во многом зависит от умения шахматиста работать с позиционным стилем.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность – если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется “превращением пешки”). Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Как сделать взятие на проходе в шахматах

Последнее правило относительно пешек называется “взятием на проходе”. Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), у пешки соперника появляется возможность взять эту проскочившую пешку “на проходе”. Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку “на проходе” будет нельзя

Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило

Как делать рокировку в шахматах

Ещё одно особое шахматное правило называется “рокировкой”. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется “короткой рокировкой”

Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется “длинной рокировкой”. Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается только на две клетки.

Суть игры в шахматы

Суть шахмат заключается в том, чтобы добраться до короля противника и поставить ему мат. То есть подвергнуть атаке и отрезать все пути к отступлению. Это считается победой и завершением матча.

Также по обоюдному согласию сторон партию можно закончить ничьей. Если ни одна фигура игрока не может ходить, но при этом шаха нет, объявляется пат.

В процессе достижения цели игроки передвигают фигуры по доске в соответствии с установленными правилами. Чем больше вражеских единиц вы срубите, тем легче вам будет взять короля в плен. Однако это не является самоцелью, ведь опытный шахматист может поставить мат даже с минимумом фигур.

Поэтому здесь также важно соблюдать основные принципы игры и придерживаться определенной стратегии. Стоит иметь в арсенале набор тактических приемов для разных случаев

Кроме того, рекомендуем выучить хотя бы несколько самых распространенных дебютов и отработать их.

Еще одно важное умение — это способность продумывать собственные ходы и предвидеть действия соперника. Для среднего уровня желательно просчитывать игру на 4-6 ходов

Но если вы только начали осваивать шахматы, потренируйтесь предусматривать события хоть на пару ходов вперед. Это уже будет полезный навык, от которого можно отталкиваться и двигаться дальше.

Помните про ценность фигур, мы не зря приводим эту информацию. Прилагайте основные усилия для того, чтобы защитить более значимые единицы. И их же отобрать у противника. Умение расставлять приоритеты не раз выручит вас в процессе игры.

Также рекомендуем прочесть:

3 Ходы фигур

3.1. Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле, согласно пунктам 3.2-3.8:

3.2. Слон может ходить на любое поле по диагоналям, на которых он стоит.

3.3. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4. Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.

3.6. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.

3.7. (а) Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или

(b) с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты, или

(с) пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

(d) Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием “на проходе”.

(e) Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня “своего” цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется “превращением”, и действие новой фигуры начинается сразу.

3.8. (а) Король может перемещаться двумя различными путями:

(i) ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить.

(ii) “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.

короткая рокировка(королевский фланг)

длинная рокировка(ферзевый фланг)

Рокировка становится невозможной:

  • если король уже ходил
  • с ладьей, если она уже ходила

Рокировка временно невозможна:

  • если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера
  • если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.

(b) Считается, что король находится “под шахом”, если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.

3.9. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

Как располагаются фигуры в шахматах

Для новичков объяснение правил игры в шахматы начинается с изучения схемы расположения фигур на доске. Правильным расположением шахматной доски считается положение, когда правый нижний угол белого цвета.

Фигуры располагаются следующим образом:

  1. В самые нижние углы ставятся по ладье белого цвета, в противоположные углы ставятся по 2 ладьи черного цвета.
  2. В следующую клеточку ставятся кони, затем слоны.
  3. Когда остались ферзь и король, ориентируемся на цвет ферзя, т.е. если он белый, то ставим его в белую клеточку и наоборот. В последнюю пустую клеточку ставим короля.
  4. Весь следующий ряд по горизонтали заполняем пешками.

Итак, в шахматах имеются следующие элементы: ладья (тура), конь, слон (офицер), ферзь (королева), король, пешка. Исторически сложилось так, что в шахматах белые фигуры начинают ходить первыми – это дает основание полагать, что при прочих равных условиях белые имеют больший шанс выиграть.

Как победить в шахматах

Шах — игровая ситуация, когда король одного их шахматистов находится под угрозой удара. Если следующим шагом не спасти ключевую фигуру, игра будет проиграна. Для избежания этого необходимо выполнить одно из следующих действий:

· попытаться уйти королём в свободную ячейку, которая находится без угрозы удара противника;

· выставить под удар любую другую фигуру, чтобы выкрасть время и возможность для перемещения короля в безопасную клеточку;

· ликвидировать угрожающую фигуру соперника, если такая возможность существует.

Если ни один из вышеперечисленных приёмов не удаётся воплотить в жизнь, следующим шагом оппонент выставляет мах, берёт короля, что и означает его победу. Помимо этого, существует ряд других пунктов, позволяющих выиграть матч:

· если соперник добровольно признал поражение и сдался;

· если у соперника закончилось время на ходы, при этом у другого игрока сохраняется возможность сделать мат;

· если противник совершил два невозможных хода;

· если противник опоздал/не явился на турнир вовсе.

Кроме того, существует ряд игровых случаев, при которых возможен ничейный исход противостояния. Ниже рассмотрены некоторые из этих вариантов:

· «мёртвая позиция» — ситуация, при которой оба оппонента не имеют возможности сделать мат;

· если король в текущей момент находится в безопасной позиции, то есть не под матом, при этом у него нет возможности совершить ход;

· по требованию одного из игроков, если совершено 50 ходов без взятия фигур, а также без чьего-либо требования, если таких ходов сделано 75 подряд;

· по обоюдному согласию сторон.

Тест

10 вопросов

4 минуты

Квиз: Сможете ли вы найти решающий ход в шахматных партиях?

Начать

Получить бонус без депозита!

Расстановка шахмат на шахматной доске

   Для того, чтобы начать играть, нам в первую очередь необходимо приобрести шахматную доску в магазине или же сделать ее своими руками.

   Шахматная доска представляет собой доску состоящий из 64 квадратиков, 32 из которых отмечены белым и 32 отмечены черным цветом. Сегодня имеется очень много разновидностей шахматных досок и фигур. Они имеют разные цвета и формы, на любой вкус как говорится. Самое главное чтобы эти квадратики отличались друг от друга цветами, как например на диаграмме.

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

   Теперь когда у нас есть доска можем приступить к расстановке шахматных фигур. Как это сделать, можете посмотреть на следующей диаграмме

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

   На доске получается как бы два лагеря. Фигуры соперников ставят друг против друга. Как в кинофильмах, которые показывают сюжеты из средневековых сражениях. Когда две армии стоят друг против друга, перед боем. И бойцы готовы выполнить любой Ваш приказ.

   Игру всегда начинают белые. Они первыми делают ход. За один ход можно передвинуть только одну фигуру или пешку. Ходы делаются по очереди.

Ладья

   Для того чтобы запомнить расстановку можете придумать для себя или для Вашего ребенка какую-нибудь увлекательную историю.

   Вроде того что, каждый ферзь или королева любит свой цвет. Белая королева любит белый цвет, а черная соответственно черное поле. У каждой королевы есть свой король, который всегда рядом. У королевы и короля есть по слону и коню, чтобы они могли передвигаться по земле. Также у них есть по одной лодке или короблю чтобы они могли передвигаться по воде. Лодкой у нас будет ладья.

   Кстати раньше люди на самом деле плавали на ладье. И конечно же у короля и королевы есть слуги которые им прислуживают, смотрят за слонами и конями, конечно же это пешки.

   Целью игры является уничтожение вражеского короля, его замка где он прячется (позиция рокировки) и поставить ему мат (шах от которого не скрыться). Кто сможет это сделать, тот и побеждает. Но не всегда победа достигается только этим путем. Можно пойти и по другому. А именно сразить всех воинов короля или взять их в плен (выиграть по больше материала, пешек фигур и т.д.), чтобы король противника не смог долго сдерживать осаду своего замка и сдался.

   Если же в итоге получается так что в итоге никто не может выиграть, то объявляется ничья. Как говорят победила дружба!

   Не нужно приучать себя и детей, что надо во что бы то не стало выиграть игру, так как это очень негативно скажется на игре и на психике. Возможно, что дети могут обидеться друг на друга.

   Шахматы игра увлекательная и должна учить дружбе. Очень многие шахматисты по всему миру регулярно играют между собой, а некоторые даже дружат семьями.

Дидактические игры и пособия для детей старшего дошкольного возраста «Страна Шахмат»

Надежда Павлова

Дидактические игры и пособия для детей старшего дошкольного возраста «Страна Шахмат»

Н. Павлова

Игра «Шахматная лесенка»

Задачи: Закреплять умение различать шахматные фигуры, называть их; дать знания о стоимости фигур; упражнять в ориентировке в пространстве, в назывании количественных и порядковых числительных

Игра «Домино»

Задачи: закрепить умение различать шахматные фигуры, их плоскостное изображение; развивать мышление детей — рационально выбирать нужный вариант из нескольких; учить детей взаимодействовать в ходе игры между собой, соблюдать правила, радоваться успеху других.

Игра «Шахматные часы»

Задачи:развивать память детей — учить выкладывать на циферблате фигуры-цифры по образцу и по словесному указанию; упражнять в установлении времени на часах и назывании его (ассоциировать фигуры с числами); закреплять знание цветов и оттенков.

Игра «Толстый — тонкий»

Задачи: учить детей составлять сериационный ряд из шахматных фигур (конь, король) по толщине; развивать внимание и мышление («какие фигуры перепутали место»; формировать навык количественного и порядкового счёта; учить сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство или неравенство различными способами

Игра «Реши пример»

Задачи: закреплять знания о стоимости шахматных фигур; упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в одно или несколько действий; формировать умение различать и называть знаки +, -, = (понимать их назначение).

Игра «Больше, меньше, равно»

Задачи: учить детей решать примеры и устанавливать между ними равенство или неравенство; формировать умение различать и называть знаки >, <, =; воспитывать желание играть парами или в микрогруппах, помогать друг другу.

Игра «Узнай фигуру»

Задачи: развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её; находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня» и др.)

Игра «Собери шахматную доску»

Задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить с понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ»; упражнять в назывании вертикалей латинскими буквами (a,b,c,d,e,f,g,h); формировать умение выкладывать на планшете линии (по замыслу или заданию, чередуя чёрные и белые поля; определять цвет заданного поля.

Игра «Путешествие»

Задачи: закреплять умение называть и различать вертикали, горизонтали, диагонали; учить детей ориентироваться в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной на 64 полях; определять словами положение фишки (сначала латинская буква,затем цифра — а4); устанавливать фишку в соответствии со словесным указанием; двигаться по планшету в соответствии с командами «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; развивать мышление детей — учить находить самый короткий (самый длинный путь) между точками.

Игра «Шахматные прятки»

Задачи: закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки — название, как ходит, как ест, сколько стоит; учить детей придумывать и отгадывать загадки; упражнять в различении геометрических фигур.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий