Велосипед «Турист», история создания, технические характеристики

Велики первого этапа

Начальная серия ХВЗ «Турист» состоит из трех моделей:

  • В-31. Данная модель выпущена ограниченным тиражом, поэтому в 2021 году найти велик данной серии в хорошем состоянии практически невозможно. Велосипед оснащался одной скоростью, а также во время эксплуатации применялся холостой ход, который отсутствовал на других моделях. Отказ от выпуска этого велосипеда обусловлен низкой функциональностью.
  • В-32. Рама данного оборудования похожа на велосипед В-31. Основное отличие в характеристиках ХВЗ «Турист» В32 заключалось в наличие трех скоростей. Для переключения применялся механизм, называвшийся «костяная нога», но через несколько лет после первого выпуска производитель стал пользоваться телескопическим устройством. Дополнительно была немного изменена геометрия рамы.
  • В-33. Основное отличие от предыдущей модели заключалось в наличии специфической эмблемы. Технические характеристики остались практически одинаковыми, но немного изменилась вилка и узлы стаканов. На таком велике устанавливались кассеты вместо трещотки, а также все детали из алюминия были заменены на хромированные изделия.

Вышеуказанные модели выпускались до 1961 года, но поскольку руководство СССР ориентировалось в первую очередь на освоение космоса, то руководство компании приняло решение изменить название велосипедов на «Спутник». Но в 1977 году возвращено оригинальное наименование байков, поэтому данный период времени считается вторым этапом выпуска велосипеда «Туриста» в СССР.

Параметры первых великов

Свойства великов В-31, 32 и 33 обладают многими схожими чертами:

  • длина базы составляла 109 см;
  • вес оборудования не превышал 14 кг;
  • для создания рамы, вилки и руля применялась сталь;
  • покрышки обладали диаметром в 28 дюймов;
  • для созданиям колесных ободов использовался алюминий;
  • педали делались облегченными, поэтому для их создания применялся литый сплав;
  • рама закрытого типа обладала высотой в 56 см;
  • для торможения велика использовалась бесклещевая тормозная система, находящаяся на переднем колесе;
  • устанавливалась закрытая вилка, для изготовления которой применялись трубы из стали;
  • передняя звезда оснащалась 48 зубьями;
  • монтировалась безтормозная втулка, а также трещотка, рассчитанная на три звездочки.

К дополнительным элементам, устанавливаемым на этот велосипед, относится звонок и фонарь, а также в комплекте шел специальный насос, оснащенный шлангом и предназначенный для накачки колес.

“Спутники” и современность

Велосипеды “Спутник” давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких “железных коней” в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.

Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество “спутниковых” рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным “шимановским” навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.

Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.

Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед “Спутник” в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.

Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный “недошоссейник”.

Ну и, конечно, байки “Спутник”, хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.

Расход топлива

Чрезмерный расход топлива, как правило, наблюдается в результате неправильного обращения с мотороллером. Для экономии горючего, производитель советует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Старт техники выполнять плавно. Резкое нажатие на рукоять газа приводит к повышенному потреблению бензина.
  • Отслеживать рекомендуемое давление в шинах. Не накачанные шины также приводят к чрезмерному расходу топлива.
  • Время от времени чистить свечу зажигания. Работа свечи с перебоями влияет на расход топлива.
  • Следить за состоянием тормозных коробок. В отпущенном состоянии, колодки ни в коем случае не должны касаться диска.

Что принесла Туристу модернизация

Мотороллеры Турист выпускались с 1968 года и продержались на конвейере более 10 лет.

Но тут важно уточнить, что первая версия, которая называлась просто Турист, производилась с 1968 до 1971 года. А уже с 1971 года актуальной стала обновлённая, модернизированная версия, которая и продержалась вплоть до 1979 года

С названием ничего сложного придумывать не стали и использовали наименование Турист-М.

Многим будет интересно узнать, чем же они отличаются друг от труда, а также какие изменения принесла модернизация советского мотороллера.

Среди основных изменений и доработок можно выделить следующие:

  • степень сжатия подняли до 7,8 единиц;
  • двигатель начал работать на бензине А-76;
  • несколько увеличилась мощность, от прежних 11 до 12 лошадиных сил;
  • максимальная скорость практически не поменялась и по паспорту оставалась 90 километров в час;
  • мотороллер оснастили новым сигарообразным глушителем;
  • увеличили диаметр выпускной трубы;
  • с целью повысить эффективность системы охлаждения, в подкапотном пространстве установили дополнительный дефлектор;
  • изменения в системе охлаждения позволили снизить температуру под капотом и в области ног водителя на 5-10 градусов Цельсия;
  • модернизировали рычаг кикстартера, который теперь легко прятался под капот;
  • для обеспечения лучшей устойчивости во время стоянки, подножку на мотороллере сместили немного ближе к заднему колесу;
  • повысили жёсткость для центральной подставки, а также улучшили качество её крепления к раме;
  • подняли параметры жёсткости руля за счёт утолщения стенок, а также использования дополнительных рёбер жёсткости;
  • вместо алюминиевого сплава для изготовления кожуха цепи и крыльчатки вентилятора начали использовать пластик, что позволило снизить общую массу советского мотороллера;
  • поменяли конструкцию успокоителя;
  • на днище топливного бака предусмотрели дополнительные выштамповки;
  • топливный бак на модернизированной версии Турист-М располагается не на раме, а подвешивается к капоту с помощью хомутов;
  • такие изменения бака помогли сделать ёмкость выше на 8-10 мм, а также поднять набор топливной смеси;
  • если на мотороллере Турист ящик с инструментами находился в нише кожуха переднего колеса, то на версии Турист-М его переместили под водительское кресло;
  • новый инструментальный ящик выполнен в виде съёмного корыта, в котором очень удобно промывать детали и запчасти при их ремонте или обслуживании;
  • на версии Турист звуковой сигнал ставили под крыло переднего колеса, где он активно подвергался негативному воздействию из-за влаги и грязи;
  • в ходе модернизации Турист-М получил тот же звуковой сигнал, только теперь он комфортно и безопасно расположился на рулевой колонке.

Как видите, все эти изменения оказались более чем правильными и рациональными.

Но и это не позволило избавиться от всех недостатков. Хотя тут вряд ли можно говорить о возможности на 100% исключить слабые места.

Турист, как и мотороллер Турист-М, были крайне популярными и востребованными в своё время. Не только из-за отсутствия большого количества конкурентов, но также и за счёт объективно продуманных и рациональных конструктивных и технических решений.

Конечно, на фоне современных мопедов советский мотороллер по многим показателям проигрывает. Но и у него остались некоторые козыри в рукаве. Такие как простота конструкции, элементарное обслуживание и возможность ремонта своими руками. Починить современный мопед или мотоцикл может далеко не каждый. Имея в распоряжении Турист или Турист-М, достаточно почитать инструкцию по ремонту и эксплуатации, после чего всё сразу станет понятно.

Что думаете о мотороллере Турист? Насколько он был хорошо в своё время? Пошла ли на пользу модернизация и выход версии Турист-М? У кого есть опыт их эксплуатации?

Расход топлива

Чрезмерный расход топлива, как правило, наблюдается в результате неправильного обращения с мотороллером. Для экономии горючего, производитель советует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Старт техники выполнять плавно. Резкое нажатие на рукоять газа приводит к повышенному потреблению бензина.
  • Отслеживать рекомендуемое давление в шинах. Не накачанные шины также приводят к чрезмерному расходу топлива.
  • Время от времени чистить свечу зажигания. Работа свечи с перебоями влияет на расход топлива.
  • Следить за состоянием тормозных коробок. В отпущенном состоянии, колодки ни в коем случае не должны касаться диска.

Особенности модели мотороллера

Специфичен   кожух переднего колеса. Прямо в нем располагался ящичек для инструментов.  Тросы управления, электропроводку создатели Туриста провели в скрытых полостях руля. Если на Т-200 тросы были видны. Перед водителем на щитке располагаются только контрольные приборы.  Капот на новой модели ТМЗ откидывался назад и фиксировался упором на крючке, что позволяло практически моментально открыть доступ к двигателю, навесному оборудованию, бензобаку. Отдельно обеспечить доступ к баку и свече зажигания, не поднимая капота, можно за счет откидывающегося сиденья.  На Туристе появились сигналы поворота, чего еще не было в штатном исполнении на Т-200М. За счет улучшения фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия, удалось поднять на 20% мощность двигателя – с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. Повышение степени сжатия потребовало применения бензина с октановым числом не менее 72. 

При этом воздушный фильтр остался таким же, как и ранее. Выпускная система  был аналогичен по конструкции глушителю Т-200М, отличаясь только креплениями к кузову.  Кузов Туриста стал намного прочнее, чем у предшественника, центр тяжести заметно снизился. Соответственно, проблема устойчивости на высоких скоростях, свойственная первым “Тулам”, была во многом решена. Плавность хода, так необходимая на неровных советских дорогах, была достигнута в основном за счет увеличения хода подвески. Например, ход задней подвески Т-200М составлял 60 мм, а у Туриста – почти в два раза больше (110 мм). В конструкции передней подвески вернулись к варианту толкающего типа (как на самых первых “Тулах” Т-200; на Т-200М – тянущего типа).  Увеличение максимальной скорости повлекло за собой необходимость увеличить эффективность работы тормозной системы. Соответственно, у Туриста диаметр тормозных колодок составил 150 мм (у Т-200М диаметра тормоза заднего колеса – 130мм), и они взаимозаменяемы с тормозными колодками переднего колеса Т-200М. Ступицы колес Туриста также отличаются от ступиц предшественника. Оба колесе Туриста – полностью взаимозаменяемые.  В системе электрооборудования отказались от – указателя переключения передач. И ввели сигналы поворота с переключателем, расположенным на левой рукоятке руля. Фара Туриста взаимозаменяема с фарой “Вятки” В-150М, посадочные размеры заднего фонаря аналогичны размерам заднего фонаря Т-200М. 

Турист — мотороллер производства СССР. Начал производиться в 1968 году. Этот мотороллер стал наследником более ранней модели — мотороллера «Тула». Мотороллеры этой серии имели светло-зелёный цвет и по сравнению с более ранними моделями имели совершенно другой внешний облик.

Модельный ряд велосипедов ХВЗ Старт-Шоссе

Характеристики семейства «Старт-Шоссе» не значительно, но отличаются.

ХВЗ «Старт-Шоссе» В-553

  • Рама и рулевая вилка выполнены, из трубных элементов – марка 30ХГСА, узловых элементов и коронки вилки – марка 30Л, наконечников – сталь 10.
  • База велосипеда (расстояние между втулками колёс): 1040, 1060 мм.
  • Высота рамы или ростовка (расстояние между подседельным узлом и центром каретки): 560, 580, 600 мм.
  • Руль-баран.
  • Тормоза клещеобразного типа.
  • Втулки колёс дюралюминиевые марки В95, цельноточённые (большой фланец).
  • Спицы, утолщённые к концам.
  • Обода колёс выполнены из спецплава.
  • Однотрубные покрышки, 27 Х 600 мм.
  • Шатуны из алюминиевого сплава марки В95, оснащённые стальными турклипсами.
  • Задняя втулка, оснащена пятиступенчатой, бестормозной трещоткой. Звёзды стальные с кол-вом зубьев от 13 до 21 с шагов в 2 зуба.
  • Две передних звезды из алюминиевого сплава марки В95. В двух вариантах (кол-во зубьев): 47 и 50 или 48, 51.
  • Всего передач: 2 Х 5=10.
  • Пластиковое седло (встречаются кожаные) посаженное на стальной каркас.
  • Масса велосипеда без обвесов: 10 кг.

ХВЗ «Старт-Шоссе» В-555

От своего предшественника отличается незначительно:

  • Изменена база велосипеда: 1020, 1040 мм.
  • Добавлена дополнительная ростовка (высота рамы): 540 мм.
  • Увеличился вынос руля (в ассортименте) – 75-130 мм.
  • Обода приобрели дополнительную жёсткость.
  • Вес велосипеда составил от 10,5 до 11 кг.

ХВЗ «Старт-Шоссе Олимпиада (Москва) 80» 155-412

Выпуск модели 155-412 приурочен к проходившей в Москве (1980 г.) олимпиаде. Согласно мифу, этот велосипед (один из лучших) должен был выступать в соревнованиях, чего не случилось.

Отличительными чертами юбилейного велосипеда является:

  • Материал, используемый в производстве труб (титан, алюминий). Стенки трубных деталей с переменной толщиной.
  • Новая геометрия рулевой вилки.
  • Увеличенный вынос.
  • Колёса, оснащённые однотрубными покрышками: камера обёрнута тонкостенной покрышкой и приклеена.
  • Облегчённые агрегатные узлы: полый титановый вал каретки, лёгкие шатуны, титановая трещотка.
  • Общий вес велосипеда – 8,25 кг.

Ворох проблем

Да, мотоцикл Тула действительно неплохо передвигался по бездорожью. При должном умении ездока он мог даже перемещаться по вспаханному полю. Но вот на ровном асфальте машина чувствовала себя неуютно. Сказывались и относительно низкая скорость, и специфические параметры двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применявшегося ещё на мотороллере Тула 200.

Широкие шины, успешно справляющиеся с грязью, на мокром асфальте начинали скользить, что сказывалось на эксплуатационной безопасности. Асимметричная конструкция мотора привела к смещению центра тяжести на одну сторону. Это тоже не улучшало управляемость в поворотах.

Не хватало скорости. На трассе мотоцикл Тула мог обогнать мопед, но серьёзно проигрывал в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Не радовал и высокий, для машин такого класса, расход топлива. На машинах первых серий устанавливался топливный бак, состоящий из двух не сообщающихся между собой половин. Это оказалось крайне неудобно и впоследствии недостаток устранили, установив единый бак.

Особой заботой для тех, кто эксплуатировал мотоцикл Тула, стал стартер-генератор (дино-стартер). Он частенько выходил из строя, не обеспечивая ни надёжный запуск, ни нормальный уровень зарядки аккумулятора. К тому же, отечественная промышленность в то время не выпускала компактных двенадцативольтовых батарей, способных вырабатывать высокий пусковой ток.

На первых порах пришлось комплектовать машину двумя аккумуляторами, что существенно добавляло веса. Выполненный в едином формате аккумулятор для мотоцикла Тула появился лишь на поздней модели.Так что для тех, кто приобрёл мотоцикл Тула, технические характеристики оказывались на втором плане…

Какие ещё модели велосипедов были популярны в СССР?

Эсэсэсэровская детвора любила активные уличные игры, в отличие от современных подростков, не отрывающихся от персональных гаджетов.

В  советской стране кроме «Орлёнка» использовались и были распространены другие модели двухколесников.

Среди них можно отметить:

  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Школьник»;
  • «Кама»;
  • «Тахион»;
  • «Урал»;
  • «Аист»;
  • «ЗиЧ-1»;
  • «Украина»;
  • «Турист».

Однако название «Орлёнок» связывало советскую детвору с лучшими воспоминаниями детства, где неизменны были пионерские лагеря, громкие песни, самый крутой велик.

Этот железный конь был высшим классом в сознании подростков из СССР. После реконструкции, которая привела к изменению рамы, велосипед «Орлёнок» завоевал ещё большую любовь у подрастающего поколения страны.

А у вас в гараже или чердаке не завалялся двухколёсный раритет из счастливого детства? Вспомним озорные денёчки и прокатимся лихо?!

В чем преимущества

Этот серийный велосипед считался одним из самых лучших в своем роде и пользовался большой популярностью. В первую очередь все любили его за технические характеристики, которые были следующие:

  1. Рама стальная с тонкостенными трубами.
  2. Количество скоростей – 10.
  3. Колеса – 27х600 мм.
  4. Тормоза клещевого типа.
  5. База – 995–1025 мм.
  6. Седла изготавливались из пластика на стальном каркасе.
  7. Вес, в зависимости от модели колебался от 10,4 до 11 кг, исключением являлась версия для Олимпиады.

Всего в серийное производство поступало 2 версии – В-553 и В-555. Они имели незначительные различия в геометрии и технических характеристиках. Их серийность позволяла приобретать байки не только профессионалам, но и простым любителям.

Следует упомянуть и юбилейную модель – В-553, которая выпускалась только в 1967 год. Выпуск данного велосипеда был приурочен к 50-й годовщине Октябрьской революции. У велосипеда был эксклюзивный дизайн и соответствующая отметка на раме. Более он ничем практически не отличался.

Технические характеристики

У последователя «Туриста-М» был более мощный двигатель. «Тулица» стала мощнее на две лошадиных силы. И опять, как и в случае с предыдущей моделью, такого параметра удалось достичь благодаря повышению степени сжатия от 7.8 до 9.3.

Увеличению мощности двигателя способствовала и трехканальная, более совершенная продувка в цилиндре. Но повышение этой технической характеристики приводило к повышенным тепловым нагрузкам. Для того чтобы сохранить нормальный режим работы, мотороллер «Тулица» получил новую головку цилиндра, имеющую развитые боковые ребра, и центральное расположение свечи.

Интересно, что увеличение и степени сжатия, и соответственно, мощности не повлияло на топливную экономичность и не потребовало перехода на более высокооктановую марку бензина. Мотороллер «Тулица» по-прежнему работал на АИ-76. Его вместо роликового стал игольчатым. Тем самым конструктивно была повышена вдвое долговечность коленчатого вала. В результате двигатель мотороллера «Тулица», обозначающийся в техпаспорте как «Т-200А», получил мощность от четырнадцати до шестнадцати лошадиных сил.

Сцепление тоже изменилось в лучшую сторону. Благодаря дополнительной паре дисков — ведущего и ведомого, а также встроенному демпферу оно стало надежнее. Конструкторы также смогли сделать раму у мотороллера «Тулица» несколько жестче, чем у предшественника.

Боковая подставка, исходя из недовольств пользователей, была перенесена с правой стороны на левую. Глушитель на мотороллере «Тулица» стал крепиться к кузову в двух точках с помощью резиновых прокладок. Тем самым был ощутимо снижен шум и повышена его долговечность.

В январе 1978 года с конвейера тульского завода им. Рябикова сошел новый мотороллер «Тулица» (фото ниже).

Правда, новым его можно назвать только номинально, по сути, это была модернизированная модель «Туриста-М». Даже внешне их различить довольно сложно: дополнительные боковые жалюзи охлаждения двигателя и педаль кик-стартера, которая теперь располагалась снаружи, — вот, пожалуй, вся разница. Что же касается «внутренних» преобразований, то они в машине были действительно существенными.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

  • “Украина”, пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • “Спутник” – велосипед для широкого круга любителей, настоящий “спутник” туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • “Турист” – еще один универсальный байк, но, в отличие от “Украины”, с ручным тормозом;
  • “Старт-шоссе” – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили “малым тиражом” две модели велосипедов: трекинговый “Рекорд” и шоссейный “Чемпион Шоссе”, ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.

В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой “ВОДАН” – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.

Технические характеристики

Предлагаем познакомиться с техническими характеристиками советского мотороллера:

  • двигатель имеет рабочий объём 199 см3;
  • мощность силового агрегата за счёт доработки двигателя стала 11 лошадиных сил;
  • коробка передач здесь 4-ступенчатая;
  • переключение передач происходит за счёт ножного механизма, то есть работать приходится ногой, а не рукой;
  • система охлаждения воздушная принудительная;
  • охлаждается двигатель вентилятором, который нагнетает воздушные потоки с помощью крыльчатки;
  • сухой вес двухколёсной техники составляет 145 килограмм;
  • в условиях трассы Турист расходует около 3,2 литров топлива по паспорту;
  • в городских условиях паспортный расход несколько увеличивается и составляет 3,5 литра на 100 километров пути;
  • сам двигатель для работы должен заправляться бензином с октановым числом не менее 72;
  • топливный бак вмещает в себя 12 литров горючей смеси;
  • максимальная скорость составляет 90 километров в час.

Стоит отметить, что инструкция по эксплуатации предусматривает обязательный процесс обкатки, который должен пройти новый мотороллер Турист. И в этот период превышать скорость более чем 50-55 километров в час не рекомендуется.

Поскольку это карбюраторная техника, то настройка карбюратора является вполне обыденной и распространённой задачей, которую необходимо периодически выполнять для езды на мотороллере Турист.

В чем преимущества

Этот серийный велосипед считался одним из самых лучших в своем роде и пользовался большой популярностью. В первую очередь все любили его за технические характеристики, которые были следующие:

  1. Рама стальная с тонкостенными трубами.
  2. Количество скоростей – 10.
  3. Колеса – 27х600 мм.
  4. Тормоза клещевого типа.
  5. База – 995–1025 мм.
  6. Седла изготавливались из пластика на стальном каркасе.
  7. Вес, в зависимости от модели колебался от 10,4 до 11 кг, исключением являлась версия для Олимпиады.

Всего в серийное производство поступало 2 версии – В-553 и В-555. Они имели незначительные различия в геометрии и технических характеристиках. Их серийность позволяла приобретать байки не только профессионалам, но и простым любителям.

Следует упомянуть и юбилейную модель – В-553, которая выпускалась только в 1967 год. Выпуск данного велосипеда был приурочен к 50-й годовщине Октябрьской революции. У велосипеда был эксклюзивный дизайн и соответствующая отметка на раме. Более он ничем практически не отличался.

Мотоциклы «Чезет»

Начать стоит с того, чтобы познакомиться с мотоциклом «Чезет» как таковым. Что это за транспортное средство? На самом деле все довольно просто — это мотоциклы чехословацкого, а затем и чешского производства, которые называются так только на территории России. «Чезет» — это, скорее, прозвище, потому что оригинальное название — Česká zbrojovka Strakonice. Такое название русский человек, естественно, не хочет использовать в своей повседневной речи, поэтому он решил все упростить, сократив название до того, как обозначается страна производства, то есть CZ. Ну а затем уже, если произносить эти буквы, то и получается «Чезет».

Разумеется, это было необходимо для диктовки. Владельцы мотоциклов, которые стали общественной организацией, возглавляемой и представленной Советом, могли легче и оперативно решать возникающие проблемы и проблемы, могли ожидать государственной поддержки или определенных стимулов для регистрации транспортных средств или организации ухода членов Клуба для поездок после за рубежом. Наконец, клуб объединил так называемый людей с общими интересами и смежными целями и интересами.

О мотоциклах и мотоциклистах. Несмотря на то, что мотоцикл был довольно редким, на современном языке, экзотическим автомобилем, который выражает много шума и возбуждает интерес, восхищение или негодование в прямом и переносном смысле, нужно было не только покупать его, а значит, он должен был быть достаточно богатым, или любить много или упрямо стремиться к тому, чтобы взять на себя обязательство по отношению к таким совершенно недолговечным, ничего не подозревающим и опасным «инвестициям». Кстати, нужно было иметь возможность управлять мотоциклом.

Завод этот функционирует с 1932 года и изначально концентрировался на выпуске мопедов. Однако довольно быстро перешел к мотоциклам, и в 1935 году появилась первая модель. Вплоть до 1998 года работал завод, производя самые разнообразные мотоциклы, которые стали популярны на территории России. Какой же мотоцикл «Чезет» запомнился больше всего? Какой был первым и какой стал последним?

Традиция автомобилей в обществе только начинает формироваться, поэтому естественно, что мотоцикл был привлечен к глазу, и его владельцев считали героями или сумасшедшими, но они не фокусировались

Внимание было другое и заслуживало. Если вам нужно учиться на пару месяцев в машине, чтобы научиться ездить, это считается отличным объяснением пятиминутного продавца для езды на мотоцикле

Интересная и красноречивая деталь. В статье упоминается, что «катастрофы» снова начнут расти весной. Где-то слышать закономерности, не так ли?

Это, несомненно, повлияло на развитие и популярность мотоцикла, поскольку репатрианты также использовали эту проверенную и проверенную технику, большинство из которых были в мирное время. С другой стороны, необходимо оценить еще до Великой войны. Те же принципы, которые были действительны для производства автомобилей, трехколесных велосипедов и двухколесных транспортных средств. Таким образом, за относительно короткое время, как и во всем мире, мотоциклы стали не только популярным автомобилем, но и формой досуга в нашей стране.

В наши дни

В настоящее время велосипед «Турист» купить довольно сложно, поскольку данная модель уже не выпускается.

В 1961 году произошла смена названия на «Спутник» в связи с космическими достижениями СССР. Первая модель — «Спутник» В-34 от своего предшественника отличалась изменением конструкции выноса, руль стал выполняться из алюминия, был убран декоративный гребень на крыльях, изменён параллелограмный задний переключатель со штатным креплением на раме вместо накладного. Все последующие модели являлись дальнейшим развитием уже существующих с изменением внешнего вида некоторых узлов и материалов, из которых они изготавливались. Так же вносились изменения в трансмиссию, в виде добавления ещё одной скорости и изменения конструкции системы. Геометрия рамы сохранялась до «Спутник» В-301, на котором перья задней вилки стали немного короче.

Предположительно, в 1977 году название «Турист» вернулось. Модель 153−411, кроме расположения манеток и дизайна, полностью повторяла «Спорт» 542−01, но при этом, модельный ряд «Спутник» выпускался параллельно, вплоть до конца 1983 года.

В 1980 году появилась модель 153−421, выпускавшаяся до 1987 года. Затем произошла смена дизайна без малейших изменений конструкции. Интенсификация производства в 1980-х годах сильно отразилась на качестве металла труб рамы.

Устройство спортивно — туристического велосипеда «Турист» 153 — 421

1. Рама — стальная с тонкостенными трубами, головной узел рамы цельноштампованный;

2. Вилка передняя — из труб с круглым сечением, легированные сплавы стали;

3. Руль — дорожный, стальной;

4. Колёса — обод коробчатого сечения, щитки колёс облегчённые;

5. Спицы — стальные, редуцированные с резьбой 2,1 х 0,4 мм);

6. Тормоза — ободные, кантилеверного типа;

7. Втулка заднего колеса — бестормозная, с четырёхступенчатой трещоткой, новым креплением звёзд к втулке;

8. Педали — стальные, дорожного типа;

9. Седло — полужёсткий каркас и мягкое покрытие из кожзаменителя;

Технические характеристики «Турист» 153 — 421

1. Высота рамы (расстояние между центральной частью каретки и верхом подседельной трубы) — 540, 560, 580 и 600 мм;

2. База (расстояние между центрами втулок колёс) — 1060 мм;

3. Шины — бортовые, размер — 622 х 32 мм;

4. Число зубьев задних звёзд — 16, 20, 22 и 24;

5. Число зубьев передних звёзд — 51;

6. Количество передач — 4;

7. Цепь — втулочно — роликовая 12,7 / 3,3 мм;

8. Шаг велосипеда — 3,11 — 7,94 м;

9. Масса туристического велосипеда — без дополнительного оборудования и принадлежностей — 14,5 — 14,7 кг.

Последняя модель, произведённая в СССР — 153−452, заключала в себе конструктивные решения, которые необходимо было ввести ещё в 1970-х годах — крепление багажника (устаревшая конструкция из-за слабого металла на модели 153−421 причиняла неудобства владельцам). Вынос, тормозная система, втулки, задний переключатель стали алюминиевыми и внешне повторяли детали флагманского спецзаказа, но хуже по качеству: практически все узлы велосипеда при значительном конструктивном потенциале были фактическим браком.

Устройство

Если сравнивать характеристики и устройства первой модели, она значительно отличается от последующих.

После начала серийного производства конструкция пистолета была изменена:

  1. Передняя часть затвора заужена;
  2. Спусковая скоба стала гладкая;
  3. На рукоятке появляются пластмассовые накладки;
  4. Спицевой курок, вместо плоского;

На сегодняшний день пистолет CZ выглядит достаточно впечатляюще, прочная оружейная сталь с увеличенным содержанием углерода и воронёная поверхность создают впечатление серьезности оружия.

Кроме этого следует выделить ещё ряд его особенностей:

  1. Вместительный коробчатый магазин на 14 патронов 9*19 Parabellum (можно заменить на увеличенный, вмещающий 18 выстрелов).
  2. Удобная кобура CZ 75 для повседневного ношения.

Автоматический предохранитель ударного механизма, удерживает боёк от соприкосновения с гильзой до нужного момента, это обеспечивает безопасность от возможного выстрела при падении CZ 75 Tactical на жесткую поверхность.

Инерционный ударный механизм тоже выполняет аналогичное действие, не допуская самопроизвольные выстрелы.

Обзор моделей «Турист»

«Туристы» – это не единственные велики, которые выпускались на Харьковском заводе. Основное, что отличало именно эти велосипеды, – это облегченная рама, по отношению к другим дорожным моделям ХВЗ. Помимо этого, велосипед Турист ХВЗ был оснащен системой переключения передач, которая было очень кстати велотуристам, которые преодолевали большие расстояния на великах. Узкие шины – еще один плюс для длительных дорожных покатушек. Их качество позволяло без ущерба передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

В 1950 году выпустилась первая модель с одной скоростью – В 31. Выпустили данные велосипеды небольшой партией, поскольку чуть позже стала пользоваться бОльшей популярностью следующая модель – В 32, которая была на голову выше своего предшественника.

Турист В 31

Турист В 32 был оборудован трехскоростной трансмиссией. Изначально за переключение передач отвечал оригинальный переключатель с интересным названием «Костяная нога». На последних моделях В 32 он был заменен на телескопический, а также немного изменена геометрия.

С каждой новой моделью «Турист» все совершенствовался. В 33 хоть и не сильно отличалась геометрически от предшественника, но была оснащена полезными «фишками». К ним можно отнести измененные узлы стакана, втулки, тросики теперь крепились к раме не с помощью металлических штрапсов, а специальных бонок. Главным изменением стала смена материала рамы с алюминия на хромированную сталь. Это в свою очередь значительно увеличило прочность, а значит, и долговечность велика. Трещотка сменилась на кассету, а вместе с ним и переключатель.

Турист В 33

После В 33 «Туристы» не выпускались около 17 лет. В 1977 году была выпушена модель 153-411. Она обзавелась более ярким дизайном, защитой передней и задней звезды. Переключение передач на этой модели добралось и до передней звезды. В целом модель сильно напоминала «Спорт» 452-01, которая выпускалась параллельно «Туристу».

Следующая модель 153-421 обзавелась багажником. Однако это не спасло эту линейку велосипедов от провала из-за низкого качества. Было принято решение сменить материал рамы со стали на алюминий обратно, что и привело к снижению прочности и качества. Модель была признана бракованной.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий