Одноколесный велосипед, конструкция, назначение, надежные бренды

Стили езды и виды спорта на одноколесном велосипеде

Усовершенствование моделей позволяет использовать одноколесные велосипеды в широких пределах. Именно поэтому их можно использовать не только на тротуарах и дорогах, но и на более серьезных площадках.

Выделяют следующие дисциплины, где используется уницикл:

  1. Триал — высокие скорости и множество препятствий. Для стойкости в таких условиях, моноциклы должны обладать прочностью, выносливостью, а также иметь тормоз.
  2. Фристайл. Техника, где выполняются различные прыжки, петли и другие трюки. Данная дисциплина является одной из самых захватывающих.
  3. Off Road monocycle. Езда по крутой местности, со склонами и впадинами. Такой вид развлечения также пользуется особой популярностью, так как не предъявляет особых требований к велосипеду.
  4. Туризм. Отдельные модели, приспособленные к путешествиям и туризму. Они оснащены отделом для сумок. На таких конструкциях можно преодолевать расстояние до 150 км.
  5. Стрит. Относится к цирковым видам и подразумевает выполнение трюков, обход препятствий и прыжки на тротуарах.

Помимо одиночных дисциплин, одноколесный велосипед используется в таких играх, где на поле находится вся команда.

Хоккей на таких велосипедах очень травмоопасный вид спорта, так как действие разворачивается на льду. Правила игры без изменений, на поле применяют клюшки и шайбу, которую забивают в ворота. Такие игры регулярно проводят Великобритания, Германия и Швейцария.

В баскетболе участники передвигаются по зале на велосипеде. Игра усложняется постоянным движением. Все передачи и броски осуществляются в обычном режиме. Моноциклы для баскетбола имеют 24-дюймовое колесо и облегченные педали. Такие игры активно практикуют в Германии, Великобритании и Франции.

В игре «униполо» используют велосипед вместо лошадей. Размер поля немного меньше, а также изменена форма клюшки.

Амортизация велосипеда

Амортизация велосипедов может быть только переднего колеса или двух вместе. Старые велосипеды могу быть вообще без амортизации, как мой Ардис (2005г).

Амортизация переднего колеса

Переднее колесо сглаживает неровности дорог за счет вилки, на которую оно и устанавливается.

По принципу амортизации (механизму), вилки делятся на:

Стальную пружину. Внутри вилки установлены сжатые пружины.

Эластомер. Внутри вилки находится пружина, в которой установлен резиновый прут. Его сжатие и разжатие и производит амортизацию колеса.

Масло. Внутри вилки установлено специальное масляное устройство, которое регулирует скорость сжатия/разжатия вилки.

Воздух. Внутри вилки установлена специальная герметичная емкость с поршнем, наполненная газом. Когда вилка сжимается, поршень опускается до определенного уровня, после чего сжатый газ при послаблении отталкивает его назад, и вилка выравнивается. Принцип схож на эксперимент с обычным насосом, если кто делал: у насоса оттягивается ручка, ниппель закрывается пальцем, и ручку пытаешься закрыть в исходное положение, при этом, до конца это сделать невозможно, если конечно ниппель закрыт плотно, но если ручку после сжатия отпустить, она быстро оттянется назад.

В велосипедах среднего и дорогого сегмента устанавливаются вилки с воздушным и масляным амортизаторами.

Существуют также гибриды амортизации вилок: пружинно-масляные, воздушно-масляные и т.д., но это уже другая история.

Ход амортизации вилки

Амортизационные вилки имеют ход. Чем он выше, тем комфортнее можно проехать на серьезных бездорожьях.

Как правило, ход амортизации вилки составляет 80-200 мм. Причем, разница в цене по этому значению может отличаться в несколько раз.

Амортизация заднего колеса

Амортизация заднего колеса происходит за счет подвески рамы. Я об это уже говорил, что существуют двухподвесные велосипеды, которые и рассчитаны для амортизации. См. пункт «Тип рамы».

Другие типы велосипедов

Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы (велосипеды на двух человек) не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные и т. д. по используемым комплектующим и назначению.

Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с лежачей на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это наличие лишь двух колес и необходимости держать равновесие.

Также существуют грузовые велосипеды с кузовом, трехколесные и четырехколесные велосипеды, велорикши и т. д.

Критерии выбора

Цель и характер использования

При покупке байка, в первую очередь, следует определиться с целью его использования. В зависимости от этого пункта велосипеды делят на следующие типы:

  • Городские – предназначены для поездок по улицам. Чаще всего такие модели не отличаются высокой проходимостью, не способны набирать высокую скорость. Данный типаж является наиболее разнообразным и востребованным, он нередко оснащается дополнительными полезными элементами (например, корзинка, багажник, щитки).
  • Электробайк – работает на двигателе, имеет множество режимов, способен разгоняться до относительно высокой скорости без особых усилий со стороны райдера. Такие модели требуют регулярной подзарядки, без нее их можно использовать в качестве обычного велосипеда. Этот вариант идеален для тех пользователей, которые быстро устают или имеют нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
  • Складные – удобны для транспортировки и хранения в стесненных условиях. Рама обычно складывается пополам, руль или педали — съемные. Такие модели не подходят для быстрых поездок в агрессивных экстремальных условиях. Также имеются ограничения, связанные с весом и нагрузкой на байк.
  • Горные — предназначены для агрессивной езды по пересеченной местности, они не боятся интенсивных нагрузок, экстремальных условий. Байк идеален для походов в гористую местность, однако требует определенных навыков со стороны райдера. Колеса обычно отличаются проходимостью, отличной амортизацией, рама — прочностью.
  • Гибриды – или же универсалы. Подобные варианты необходимы тем пользователям, которые хотят с одинаковым комфортом ездить в сельской местности, отправляться в походы, наслаждаться неспешной ездой по городским улицам. Конечно, байки хоть и удачно сочетают в себе все важные качества для разного вида езды, но при этом они не могут воплотить их на максимум, в отличие от вышеописанных видов двухколесного транспорта.
  • Для зимы – во время езды по морозным дорогам, снежно-грязевой каше в условиях сильного ветра и низкой температуры потребуется проходимый байк с устойчивыми колесами и толстыми шинами. К основным характеристикам этого велосипеда относятся его высокий вес, прочная алюминиевая рама, широкие шины с шипами, безопасные надежные тормоза и дополнительная защита от брызг грязи. Сочетание всех этих качеств позволит с легкостью управлять транспортом по межсезонному бездорожью.
  • BMX – узкоспециализированный вид велосипедов, предназначены они исключительно для выполнения различных трюков и участия в соответствующих соревнованиях. Такие модели часто используются для тренировок, их любят фанаты экстрима, профессионалы и новички в сфере велоспорта. Стоит учитывать, что для повседневной езды подобные варианты не пригодны.
  • Шоссейные – подходят для быстрой приятной езды по ровным дорогам в условиях хорошей погоды. Отличаются они облегченным весом, удлиненной конструкцией, отсутствием амортизации. Все это необходимо для получения максимально высокой скорости во время поездок.

Плюсы и минусы отечественных байков

Начнем с плюсов. Самый главные, наверное – соответствие российским стандартам, невысокая цена, неплохой дизайн и доступность. Велосипеды российских брендов можно свободно купить в любом магазине спортивных товаров или на маркетплейсах.

Второй плюс – широкая линейка моделей. В общей сложности на рынке представлены около 300 различных вариантов детских, подростковых и велосипедов для взрослых. Есть горные, городские с цельной или складной рамой из стали, алюминия.

Третий – никаких проблем с гарантийным обслуживанием и запчастями. Кстати, сроки гарантии у большинства производителей приличные – до 3 лет на раму, и до полугода на навесное оборудование.

Из минусов – очень среднее качество комплектующих, сборки. А это – необходимость регулярного обслуживания, а если сильно не повезет, то и самостоятельная (в буквальном смысле) доработка конструкции. Некоторые пользователи отмечают, что приходится заменять мелкие детали либо сразу после покупки, либо уже через пару месяцев не сказать, чтобы активной езды. Еще одна проблема – крепежные винты. При сборке бюджетных моделей они просто рассыпаются, стоит чуть посильнее затянуть.

Кроме того большинство моделей рассчитано на любителей, профессиональные байки если и есть, то стоят неприлично дорого, а по качеству уступают импортным аналогам.

Модели для фристайла

Среди молодежи в последнее время популярен велосипедный фристайл. Это экстремальный вид спорта, который основан на выполнении различных трюков

Важно учитывать, что фристайл представляет определенную опасность, любая ошибка может привести к получению травм

Поэтому спортсмены уделяют повышенное внимание подготовке и отработке трюков

Чем же отличается велосипед BMX?

  • Рама толстая и прочная, так как на нее приходится значительная нагрузка при выполнении трюков.
  • Она имеет форму в виде двух треугольников для наилучшего распределения механических воздействий.
  • Низкая посадка.
  • Отсутствие амортизаторов. Из-за перегрузок подобные элементы могут просто выйти из строя.
  • Предоставляется только одна передача.
  • Колеса имеют увеличенную толщину для повышения устойчивости.

Велик BMX необходимо приобретать в том случае, если вы собираетесь заниматься фристайлом. При выполнении трюков велосипедист фактически стоит на педалях. Поездки обычно совершаются в таком же положении, так как посадка низкая и кататься на подобном байке сидя не особенно удобно.

Основные категории велосипедов

Велосипеды традиционно делятся на ряд категорий в зависимости от того, для чего они используются. Приведём самые популярные:

  • Дорожные. Лёгкие велосипеды с откидным рулём и узкими покрышками для езды в основном по асфальту. К этой категории относятся шоссейный, туристический, разделочный велосипеды.
  • Горные. Прочные байки с плоским рулём и широкими шипастыми шинами для езды по узким грунтовым дорогам. Категория включает в себя хардтейл, двухподвес, велосипед для даунхилла, фэтбайк.
  • Гибридные. Они подходят для езды и по шоссе, и по бездорожью. На универсальных байках есть возможность ставить как узкие, так и более широкие покрышки. Сюда можно отнести сам гибрид, циклокросс, гравийный байк, городской велосипед.
  • Складные. Они предназначены для поездок на работу, проведения досуга или для туризма, если пространство для перевозки велосипеда ограничено.
  • Электрические. Это все велосипеды, работающие от аккумулятора.
  • Женские. Любой вид велосипеда, разработанный специально для женщин.

Рассмотрим каждую категорию по отдельности, чтобы понять, какой вид как работает и для чего предназначен.

Выбираем велосипед по росту

Основным критерием для выбора велосипеда является рост ребенка и его физическое развитие. Педиатры дают добро на велосипед деткам ростом от 70–75 см (приблизительно 2 года). Если малыш твердо держится на ножках, активно бегает, его движения скоординированы – можно смело покупать велосипед.

Ввиду того что высота сиденья и высота руля – величины регулируемые в большинстве моделей, при выборе велосипеда нужно исходить из соответствия роста ребенка размеру колес.

Возраст ребенка (лет)Рост ребенка (см)Размер колеса (дюйм)
менее 270–95Беговел, трехколесный детский mini, до 12 дюймов
2–4до 10012
3–6до 11516
5–8до 13020
7–13130–15024
от 13от 15026, взрослая модель

Ввиду того что все детки индивидуальны, специалисты рекомендуют ориентироваться не на возраст, а на рост ребенка. Если малышу 6 лет, а его рост 115 см, выберите модель велосипеда с колесом в 20 дюймов. Ребенок быстро вытянется, и модель с колесами в 16 дюймов будет для него некомфортной.

Что касается размера рамы, то этот параметр учитывается при выборе велосипедов для взрослых. Ребенку нужно выбрать велосипед по росту, размер и конфигурация рамы значения не имеют.

Перед покупкой посадите ребенка на велосипед. При минимальной посадке сиденья и руля ножка ребенка при положении педали внизу должна быть полностью выпрямлена. При прохождении педалью полного круга ребенок не должен задевать коленом руль. Для деток ростом до 120 см руль в самом низком положении должен находиться на уровне груди. Деткам повыше допустимо наклоняться. Проследите, чтобы при наклоне спина ребенка не выгибалась колесом. Позвоночник должен быть ровным.

Если вы идете за велосипедом без ребенка, предварительно измерьте длину его ножки (от промежности до пяточки), она должна соответствовать расстоянию от сидения до педалей в самом низком положении. Расстояние от сиденья до ручек руля не должно превышать длины рук ребенка. Иначе ему будет неудобно, придется дотягиваться до руля. Чтобы измерить длину рук, попросите ребенка протянуть их вперед и сжать кулачки.

Естественно, эти замеры будут приблизительными в долгосрочной перспективе. Ведь ребенок растет. Поэтому выбирайте максимальные параметры. Однако не стоит прибавлять к полученным данным более 5 см (на вырост, как любят говорить наши бабушки). Ребенок не сможет кататься на велосипеде, пока не подрастет.

Универсальный велосипед: от крохи до подростка. Возможно ли?

Когда родители задаются вопросом, как выбрать велосипед для ребенка, сознание рисует привлекательную картину одного велосипеда на весь период детства. Возможно ли такое?

Однозначно нет. Ребенок растет, параметры его тела меняются. Велосипед для малыша 2–3 лет уже не подойдет для дошкольника. Его ножки даже при максимальном положении руля и сидения будут биться коленками о руль. Что касается модели «на вырост», до тех пор, пока рост и длина ног ребенка не будут соответствовать диаметру колеса, малыш не сможет кататься на нём.

На весь период детства и до взрослого велосипеда ребенку понадобится как минимум 2 ростовые модели.

Классификация

По количеству колес
  • четырехколесные,
  • трехколесные,
  • двухколесные
По материалу
  • металлические;
  • пластиковые;
  • деревянные
По типу колес
  • с пластиковыми колесами;
  • с каучуковыми;
  • из вспененной резины;
  • с полыми с надувной камерой

Единой классификации по возрасту и росту нет. Каждая фирма-изготовитель применяет свои стандарты. Поэтому при выборе велосипеда следует ориентироваться на соответствие роста ребенка диаметру колеса.

Что оценивать

Выберем несколько параметров, по которым можно оценить бренды, чтобы составить более или менее объективный рейтинг велосипедных брендов.

Ассортимент

Бренд может быть великолепным и известным… но лишь в среде профессиональных спортсменов. Или же талантливый дизайнер может выпускать гениальные серии детских велосипедов. Без сомнения, даже лидерства в одном из сегментов велосипедного рынка совершенно недостаточно для признания бренда лучшим.

Глобализация и объёмы продаж в наши дни таковы, что серьёзный производитель постоянно диверсифицирует свой модельный ряд, стремясь удовлетворить самых разных пользователей – спортсменов, триальщиков, BMX-еров и простых любителей велопрогулок. Именно в этом направлении двигаются лучшие, потому что каждый райдер уникален, и бренд должен помнить о его потребностях.

Качество

Очень сложное для определения слово – качество. Экономисты говорят, что качество – это мера соответствия продукта ожиданиям клиента. Будем исходить из этого определения. Наши ожидания от велосипеда таковы:

  • отсутствие поломок;
  • хороший внешний вид;
  • реальная приспособленность байка к условиям, для которых он заявлен;
  • выполнение производителем своих обещаний.

Можно далеко уйти по пути формализации требований, но в большинстве случаев мерой качества становится средний балл отзывов реальных покупателей

На них в первую очередь и будем обращать внимание

Опыт и история

Знания, производственные мощности и история компании тоже очень важны. Конечно, новички могут быстро произвести большое количество велосипедов, могут предложить широкий модельный ряд и даже удовлетворить конкретных пользователей. В реальности же без серьёзной инженерной школы и признания в среде «фанатов» бренд не будет полноценным. У него отсутствует «подушка» на случай проблем и наработок, которые позволят сделать рывок в будущее.

Доступность

Последний, но самый важный для конечного покупателя пункт. В доступность входит:

  1. Стоимость велосипеда.
  2. Возможность приобретения в данный конкретный момент.

Почему доступность так важна? Потому что первый вопрос при покупке любой вещи длительного пользования – «какую сумму вы готовы потратить»? И только после этого можно начинать обсуждение о стиле катания, сезонах, привычках и различных ограничениях.

Второй фактор – это возможность вживую протестировать велосипед либо в магазине, либо по какой-либо программе тест-драйвов

Это очень важно, потому что для комфорта в катании может не хватить буквально пары сантиметров длины рамы или тактильного ощущения от облатки руля или манетки. Всё это можно почувствовать, лишь прокатившись на велосипеде до его покупки

Электрические велосипеды

У электровелосипеда есть аккумулятор и бесшумный мотор, который даёт мощность для продвижения вперёд. Этот байк тяжелее механических собратьев, но с ним вы можете ехать намного быстрее, не прилагая больших усилий.

Когда вы начинаете крутить педали, мотор электровелосипеда включается и даёт толчок, как если бы дул сильный попутный ветер. Хотя в моторах стоит ограничитель скорости, и ехать по трассе так же быстро, как на автомобиле, не получится.

Рекомендации:

  • Покупайте электрический велосипед, если хотите проехать дистанцию быстрее, приложив половину усилий.
  • Не покупайте, если ваша цель – фитнес и работа над спортивной формой.

Руль

Что касается выбора правильного для себя руля, то нужно учесть следующие особенности:

В каком положении вы будете управлять велосипедом?

Допустим при наклоне корпуса вперед при пилотировании вам будет удобно управлять при помощи руля в форме «бараньих рогов» и совсем неудобно с прямым.

Какое количество положений хвата вам необходимо?

Скорее всего, вам потребуется регулярная смена положения корпуса и рук для снятия напряжения со спины и шеи. Горизонтальное положение тела в условиях длительной поездки, требует одного хвата, а вертикальное, в режиме, например прогулки, совершенно иного. Стоит подобрать некий универсальный вариант.

Также стоит обратить внимание на качество виброгашения, которое зависит от качества и материала изготовления

Самое главное, чтобы Вы подобрали правильный руль именно для вас! Не бойтесь примерять его именно на себя, ведь что удобно для одного, может быть совершенно неприемлемо для другого.

Велосипед с рук

Подержанный велосипед может оказаться отличным решением, когда денег на покупку нового нет, а хороший велик очень хочется. Про выбор, подводные камни и специфику б/у велосипедов стоит рассказать отдельно, а сейчас мы кратко отметим два основных момента.

Первое. Все велосипеды (если это не уникальные изделия ручной работы) имеют серийный номер, который указан на раме, как правило, в области каретки. Этот же серийный номер внесен в документ (паспорт) при покупке велосипеда. Если продавец может вам показать такой документ на свой велик, и серийный номер в паспорте совпадет с номером на раме — покупайте смело, это честный продавец.

Если документов нет, то никаких доказательств того, что вы покупаете не краденый велосипед, тоже нет. Подумайте 10 раз.

Второе. Если вам предлагают велосипед марки, которой нет в РБ или которую невозможно купить, например, в России, Литве или Польше, то очень велика вероятность, что вам предлагают краденый велик.

У велосипедных воров действует такая схема: велосипед воруют в какой-нибудь европейской стране, затем дальнобойщик привозит его в Беларусь, а местный продавец как частное лицо продает этот велосипед под видом «своего, уникального, редкого, купленного за границей». Разумеется, без документов. Продают такие велосипеды чаще всего не в столице, а в областных городах недалеко от границы.

Циклокроссовый велосипед (CX) и грэвел-байк (gravel bike)

Если же вам нужен внедорожный шоссейник, то альтернативой турингу для более активного передвижения могут стать такие велосипеды, как циклокроссовый велосипед и грэвел байк. Принципиальная разница состоит лишь в том, что циклокроссовый велосипед, например, Scott Speedster CX, обязан соответствовать требованиям UCI и является чисто спортивным байком для велокросса, а грэвел-байк, например, Author Ronin или , свободен от ограничений и по сути ближе к туристическим велосипедам. Ронин, например, отличается мягкой хромомолибденовой рамой, дисковыми тормозами и относительно широкой резиной 40-622 мм. На него можно поставить задний и передний багажники, а можно ездить в быстром темпе без груза. По прочности оба типа велосипедов ощутимо превосходят классические шоссейные велосипеды.

Велосипед с одним колесом – название

Впервые, одноколесные велосипеда стали появляться на рубеже 19 века. В то время велосипед имел большое переднее колесо и маленькое заднее, назывались они-пенни-фартинг. Именно эту модель считают «родителем» уницикла.

Суть езды на пенни-фартингах заключалась в передвижении как на двухколесном велосипеде, но на неровностях заднее колесо подкидывало, и водитель терял равновесие. Так, люди постепенно начали приучаться ездить на таких конструкциях.

Постепенно внешний вид уницикла изменялся, из-за чего появилось много поклонников такого транспорта.

Конструкция одноколесного байка

В конструкцию моноцикла входят стандартные элементы:

  • одно колесо;
  • сиденье;
  • педали;
  • регулируемая стойка;
  • приводной механизм.

Это схема обычного моноцикла с одним колесом и без руля, цепи и тормозной системы. Именно поэтому, при движении на нем необходимо соблюдать равновесие и не отпускать педали. Передача обычно фиксированного типа, так как отсутствуют тормоза и цепной привод.

Производители унициклов внедряют в новые модели такие усовершенствования:

  • добавляют руль и тормоза;
  • цепную передачу;
  • электроприводы.

Руль в таких конструкциях служит дополнительным источником равновесия. Покупать моноцикл с рулем или без, зависит от человека, так как каждому удобней по своему.

В классическом варианте тормоз располагается под сиденьем, вместе с тормозными ручками. При наличии руля, ручки крепятся там.

Цепную передачу можно встретить на специальных унициклах-«жирафах». По своему размеру такие конструкции выше обычных, поэтому ногами до оси достать очень сложно. Каретку располагают в раме под колесом.

Моноциклы с электроприводом отличаются в сборке от своих «братьев». В таких моделях иногда присутствует несколько рам. Механизм работы похож на одноколесный сигвей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий