Кросс-кантри велосипед, виды, технические характеристики, экипировка

История

По сравнению с шоссейными гонками горный велоспорт — сравнительно новый вид спорта. Истории известны случаи, когда люди катались на шоссейных велосипедах по бездорожью ещё в 90-х годах 19 века, но изобретение именно горного велосипеда с отличной от шоссейного велосипеда рамой, размером колёс и рулём пришлось на середину 1970-х годов. 

Первое в истории велосоревнование на пересечённой местности состоялось в 1978 году от Крестед-Бьютт до Аспена в Колорадо (США). Маршрут составил примерно 60 км.

Шло время, конструкция и комплектующие горных велосипедов совершенствовались. Позже была введена амортизация передней вилки, а это означало, что теперь велосипед мог использоваться на более сложных трассах.

Год за годом в это вид спорта приходило всё больше гонщиков, и в 1990 году руководящий орган велоспорта UCI, наконец, признал кросс-кантри отдельной дисциплиной. Ещё через шесть лет XC (сокращённое международное название кросс-кантри) стал единственным представителем горного велоспорта на Олимпийских играх.

Велосипеды для стиля кросс-кантри

Горные велосипеды кросс-кантри впервые появились в горных штатах США. В 50-е годы там было очень популярно экстремальное катание по склонам, которое сегодня известно как даунхилл и дерт.

И вот, одному энтузиасту пришла в голову идея, что было бы неплохо взбираться назад в гору не пешком, а на велосипеде.

После недолгих размышлений и некоторых интересных конструкторских решений на свет появился горный хардтейл. Он больше напоминал шоссейный байк с широкими колесами и горной трансмиссией.

В дальнейшем менялись комплектующие, геометрия, а трансмиссия адаптировалась для езды по кочкам. Сегодня велики для кросс-кантри – это суровые байки, которые сочетают в себе легкость и прочность.

Существуют следующие классификации кантрийных велосипедов:

  • По типу рамы;
  • По материалу рамы;
  • По размеру колес.

По типу рамы кантрийные байки делятся на хардтейлы и двухподвесы. Первые без заднего амортизатора, а последние с ним.

Хардтейлы больше подходят для заездов по трассам с небольшим количеством кочек и технических участков.

Рамы для кантри велосипедов изготавливают в основном из трех сплавов и материалов: сталь, алюминий и карбон. Существуют и другие сплавы, но они менее популярны.

Итак, сталь. Стальные рамы не имеют никаких плюсов за исключением низкой цены. Рамы из стальных сплавов очень тяжелые и зачастую хрупкие, поскольку изготавливаются без использования современных технологий.

Алюминиевый сплав – самый распространенный материал для изготовления велосипедных рам. Это золотая середина между карбоном и сталью. Алюминиевые рамы намного легче стальных и зачастую намного прочнее.

Многие компании работают над разработкой современных сплавов алюминия, которые стали бы еще лучше. Сегодня самый распространенный сплав 6061, который применяется при изготовлении большинства бюджетников и велосипедов средней ценовой категории.

Что касается карбона, то сегодня из него изготавливаются лучшие кросс-кантри велосипеды. Карбоновое волокно, используемое для изготовления рам MTB, не сильно уступает в прочности алюминиевым сплавам.

Правда речь идет только про качественный и дорогой карбон. Низкокачественный материал бывает очень хрупким и рамы, изготовленные из него, могут сломаться даже на небольших неровностях.

Рамы профессиональных карбоновых велосипедов ломаются не чаще алюминиевых.

В мире MTB существует 3 основных стандарта колес: 26; 27,5; 29 дюймов. Первый является самым распространенным и по сей день, не смотря на то, что от этого стандарта последние пару лет многие производители стали отходить в пользу 27,5 дюймов.

Этот тип колес обеспечивает хорошую управляемость и достаточный накат. Хотя многие считают, что переход на этот тип колес больше маркетинговый ход, чем оправданная необходимость.

Велосипеды на колесах размером 29 дюймов называют найнерами. Байки с такими колесами в основном используются на XCM, т.е. кросс-кантри марафонах. Эти колеса обеспечивают отличный накат и лучше сглаживают небольшие неровности.

Обратной же стороной медали является менее хорошая управляемость и маневренность, в сравнении с колесами 27,5 и 26 дюймов.

Велосипеды дисциплины кросс кантри

На рынке данного сегмента горных велосипедов есть огромное количество моделей разных ценовых категорий, способные покрыть любые запросы ездоков. Определившись с тем, какие именно параметры должны быть у будущего велика для езды по местности, где не всегда есть дороги, можно подобрать отличные модели для конкретных ситуаций, или же сделать универсальный выбор для всех случаев. Ниже представлены несколько моделей подходящих для дисциплины кросс кантри бюджетного уровня:

  1. Forward 4232;
  2. Merida Matts 6. 20-V.

Forward 4232

Это велобайк двухподвес. В наличии пружинно-эластомерная вилка SR Suntour Raidon LO R 26″, оборудованная регулировкой скорости отскока и блокировкой. Последние цифры в названии вилки говорят о размере поддерживаемого колеса. Да, этот велосипед рассчитан под 26″ колеса. Но в случае начинающего гонщика это допустимо. Задний амортизатор пружинный. Рама алюминиевая. Велосипед оснащен механическими дисковыми тормозами. Обода колес Weinmann XM280, покрышки Innova IA-2548. Каретка в этой модели Prowheel, они сделаны из кованой стали с креплением под квадрат. А вот шатуны Prowheel Ten-581-PT 40/28T выполнены из алюминия. Также велосипед обладает неплохим внешним дизайном. Все эти характеристики в совокупности, пожалуй, делают эту модель подходящим экземпляром двухподвеса для тех, кто только начинает пробовать дисциплину кросс кантри.

Merida Matts 6. 20-V

Еще одна модель для новичков, но это выбор тех, кто хочет приобрести вариант хардтейл. В данном варианте рама также алюминиевая. Заднего амортизатора нет, а амортизационная вилка SR Suntour XCT-HLO 26. Снова 26″ колеса — прерогатива ценовой категории. Но как уже упоминалось выше, это будет узким горлышком скоростных показателей на соревнованиях, а не в постижении новой дисциплины. Зато система вилки уже пружинно-масляная, что является выше уровнем, чем эластомерная. Тормоза установлены типа V-Brake. Переключатели и монетки качественного бренда Shimano, начального уровня. По итогу получился вполне достойный велосипед для того, чтобы регулярно совершать заезды в стиле кросс кантри по местности, которая мало приспособлена для обычных дорожных велосипедов.

Хардтейл против двухподвеса: какой тип велосипеда выбрать

Для гонщиков, желающих купить подходящий кросс-кантрийный велосипед, есть два варианта: горный велосипед с передним амортизатором (хардтейл) или велосипед с полной подвеской, где амортизатор есть как спереди, так и сзади (двухподвес).

Двухподвес более эффективен и удобен на неровной трассе по сравнению с хардтейлом. Правда, дополнительная подвеска увеличивает вес, и такому велосипеду требуется больше времени и денег, когда дело доходит до обслуживания.

То, что лучше всего подойдёт вам, будет в основном зависеть от того, где и на чём вы любите кататься, а также от вашего уровня горного байкера.

  • Если вам нравится кататься и участвовать в гонках по сложной местности и на техничных трассах, вам подойдёт велосипед с полной подвеской.
  • Если вам нравится более плавная, менее техничная езда с большим количеством подъёмов, то можно остановить свой выбор на хардтейле.
  • Бюджет, разумеется, тоже играет роль. Обычно гонщики с большими финансовыми возможностями выбирают двухподвесы, тогда как те, кто ищет более доступные варианты, покупают хардтейлы.

Стоит помнить, что на гонках первостепенное значение будет иметь ваша физическая форма и уровень навыков, поэтому не нужно зацикливаться на том, какой тип велосипеда использовать. К слову, лучшие кросс-кантрийщики одинаково эффективны на обоих типах маунтинбайка.

Общая информация

Кросс-кантри ралли – это соревнования на выносливость, проходящие по трассам с естественным рельефом, по большей части, бездорожью, в том числе особо сложному ландшафту: пустыням, руслам высохших рек, горам и т.д.

В большинстве случаев длина трассы не позволяет пройти ее сразу, поэтому соревнования разбиваются на этапы. Каждый этап при этом разделен на несколько участков:

  • спецучастков, проложенных по бездорожью,
  • лиазонов (перегонов) – отрезков трассы, проходящих по дорогам общего пользования и соединяющих спецучастки между собой.

Гонка хронометрируется, и общее время спортсмена складывается из времени прохождения каждого участка. Единственный нехронометрируемый отрезок – супер спецучасток с организованным на нем местом для зрителей. Он не является обязательной частью гонки и используется исключительно в развлекательных целях и для привлечения внимания к дисциплине.

Между участками располагаются бивуаки – отдельные зоны, где гонщики могут заправить машины, произвести ремонт или просто отдохнуть. К слову, отдых – это обязательная часть, четко прописанная в правилах соревнования, так как накапливающаяся усталость существенно повышает риск аварий и травм, который в условиях кросс-кантри ралли и без того крайне велик.

Еще одна отличительная черта дисциплины – отсутствие разметки трассы, которая всегда присутствует в других видах соревнований. Однако это не означает, что участники могут преодолеть расстояние между стартом и финишем любыми доступными путями. Маршрут гонки строго определен и размечен контрольными точками, пропуск которых грозит штрафом. При этом маршрут держится в секрете, поэтому участникам приходится ориентироваться по GPS и дорожной книге.

Подробнее о том, как происходит ориентирование и открытие контрольных точек вы можете узнать из нашего спецматериала.

И последняя важная особенность: процедура старта. Гонщики выезжают на трассу по одному, причем интервал между первыми 5 участниками составляет 2 минуты, а последующими – одну или 30 секунд.

Пройдите тест на знание ПДД для велосипедиста!

Лимит времени:

из 15 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15

Информация

Чтобы иметь возможность получить права, нажмите пожалуйста Далее

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: из 15

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

максимум из 15 баллов
МестоИмяЗаписаноБаллыРезультат
Таблица загружается
Нет данных

Ваш результат был записан в таблицу лидеров

Капча:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

Диаметр колес горных велосипедов

  • 66 см: Не так давно все горные байки для взрослых были оборудованы 66-сантиметровыми колёсами. Они до сих пор доступны, но теперь, когда вы обращаетесь в велосипедном магазине к продавцу с выбором горного велосипеда, он спросит: “вам 66см, 70см или 74см?”
  • 70 см (650b): являясь “золотой серединой” между стандартными 66см и 74см, эти велосипеды представляют собой лучший вариант, способные преодолеть местность намного легче, чем 66-сантиметровые байки, но более маневренные, нежели 74-сантиметровые. Они встречаются как на двухподвесах, так и на хардтейлах.
  • 74 см: Эти велосипеды оснащены 74-сантиметровыми колёсами, которые немного медленнее ускоряются, однако, как только вы начнёте двигаться, сможете преодолеть много большие расстояния, нежели 66-сантиметровые байки. Они более эффективны для дальних поездок в определённом темпе, а также у них повышенный “угол атаки”, что позволяет колесам легче покорять дорожные препятствия. Эти велосипеды стали очень популярны в поездках по пересеченной местности. 74-сантиметровые колеса обычно встречаются на ригидах, хардтейлах и двухподвесочных моделях.
  • 70+ см. Знак “+” означает супер-широкие колеса и шины, обычно + 7 см или даже больше. С увеличением ширины шин растет чувство вашего комфорта и уверенности на дороге. Они также гарантируют большую устойчивость на дорожных неровностях, именно поэтому в последнее время существует тенденция устанавливать широкие шины и колеса.
  • 60 см: детские горные велосипеды имеют колеса диаметром 60 см, которые подходят им по росту. Также есть менее дорогие варианты велосипедов для взрослых простой конструкции. В общем, эти байки предназначены для детей 10 – 13 лет, однако, это скорее зависит не от возраста, а от роста. Дети помладше могут начать с велосипеда, оснащённого 50-сантиметровыми колёсами.

Велосипеды для асфальта

Городской

Городской велосипед

Синонимы: citybike, ситибайк, дорожный велосипед. Классификация велосипедов городского типа довольно обширна. Если коротко, то это байки для поездок на работу и прогулок по парку, Свойства городского велосипеда:

  • тяжелый
  • комфортный
  • есть багажник или корзинка
  • передние и задние крылья
  • защита цепи
  • широкое седло
  • одна скорость или планетарная втулка
  • ригидная вилка
  • вертикальная или почти вертикальная посадка
  • подножка

Одним словом, этот вид оптимален для коротких поездок по городу в любую погоду и в любой одежде. Ситибайкам характерна неприхотливость в обслуживании. Данный тип очень распространен во многих странах Европы в качестве основного транспортного средства.

Цены стартуют от 200$

Подробный обзор в статье про городские велосипеды.

Гибрид

Велосипед гибрид

Синонимы: Hybrid, гибрид, кроссовый велосипед. Виды велосипедов настолько богаты своим разнообразием, что понадобилось создать отдельный тип, который перенял в себя свойства горного, шоссейного и городского велосипеда. Формально это упрощенный горный байк, более приспособленный для езды по асфальту.

Более легкие и высокие рамы, вилки с небольшим ходом, тормоза дисковые или V-brake. Колёса 28 дюймов, протектор умеренно агрессивный, чтобы сохранять устойчивость на грунте и хорошо катить по асфальту. Многие дополняют свой велосипед крыльями, багажником, рогами и другими аксессуарами. Кому подойдет такой велосипед? Тем, кто ищет универсальности.

Цены начинаются от 300$

Подробнее о гибридах в нашей статье.

Туринг

Велосипед туринг

Синонимы: Touring, туристический велосипед. Эти типы велосипедов идеальны для туризма по асфальтовым дорогам. Внешне напоминает шоссейный тип за счет руля барана. Однако у туринга есть ряд своих отличий:

  • материал рамы сталь, алюминий, хромоль или титан
  • багажник с расчетом на большой вес (передний и задний)
  • жесткая стальная вилка
  • прочные и надежные колеса
  • трансмиссия с внедорожным расчетом
  • хорошая защита от грязи
  • мощная светотехника

Поскольку этот тип велосипеда рассчитан на преодоление больших расстояний с багажом, то в нем надежность важнее веса.

Не так много производителей выпускает туринги, поэтому цены на них большие, начиная от 1000$ и выше.

Складной

Складной велосипед

Также извествен как Folding bike. Отличный вариант для передвижения по городу. За счет небольших колес велосипед легко складывается и его можно взять с собой в офис. Скорость, комфорт и управляемость держатся на среднем уровне из-за компактности.

Накат на таком велосипеде слабоват, но если ваша цель не десятки километров за подход, то это отличный выбор. Цены от 300$ и выше.

Подробнее в нашей статьи про складные велосипеды.

Размер колес

Австралии

В кросс-кантри, больше, чем в других областях катания на горных велосипедах, начались споры об оптимальном размере колес. Размер 26-дюймовых колес, который был установлен с началом нынешней эпохи катания на горных велосипедах, практически умер на высшем уровне гонок по пересеченной местности как 27,5 дюймов (650b) и Гораздо более популярны 29-дюймовые колеса. Колеса 650b имеют диаметр 584 мм и примерно 27,5 дюймов с установленной шиной.

Велосипеды 650b становятся все более распространенными, в то время как 29-дюймовые велосипеды, или «29ers », быстро набирают популярность. в середине-конце 2000-х, и добился определенных успехов в кросс-кантри, но в большей степени в марафонских кросс-кантри. Заметный толчок к их популярности принес Лэнс Армстронг, участвовавший в гонках и побеждавший на Gary Fisher 29er. Преимущества колес большего формата заключаются в меньшей потребности в подвеске из-за меньшего угла атаки, а также в меньшей потере импульса. К недостаткам можно отнести увеличенный вес, пониженное ускорение, более высокую инерцию качения, проблемы с посадкой наездника для людей младше 5 футов 5 дюймов (165 см) и более медленное управление, хотя проблемы с управляемостью успешно решаются в новых конструкциях с изменениями геометрии, такими как более крутые углы рулевой трубы и более высокие вылеты вилки. Еще одним недостатком является то, что при прочих равных условиях (количество спиц, конструкция обода, материал и т. д.) колесо диаметром 26 дюймов будет намного прочнее, чем колесо диаметром 29 дюймов.

Выбор горного велосипеда

Если байк подходит вам по высоте и стилю езды, а также обладает достаточной маневренностью для вас, то это то, что вы искали. Правильно выбранный велосипед может усовершенствовать навыки управления и повысить вашу уверенность на дороге, а также помочь вам справиться как с профессиональными, так и развлекательными поездками.

Размеры горных велосипедов: стандартные – S, M, L, как правило, схожи для всех марок. Размер (ростовка) зависит от вашего роста. Многие производители предоставляют специальные таблицы, где сопоставляются размер и рост. Если вы находитесь в промежутке между размерами, лучше выбрать предыдущий размер, т.к. в основном, модель с меньшей рамой удобнее.

Обратитесь к помощи консультанта для лучшего выбора: имея общее представление, какой велосипед вы хотите, пришло время обратиться в специализированный магазин. Именно там вам смогут предложить подходящие модели. Также вы сможете опробовать несколько байков, ведь это лучший способ определиться с выбором.

Отправьтесь на пробную поездку. Попросите опробовать несколько велосипедов. Благодаря помощи консультанта, ваш выбор должен сузиться до двух – трех вариантов. Они могут быть идентичны по характеристикам и цене, однако, совершенно по-разному вести себя в движении. Прокатитесь на каждом в течении пяти – десяти минут по разным поверхностям, включая небольшой холмик. В большинстве случаев, один из байков подойдёт больше других. Вы должны чувствовать себя на велосипеде так, будто он продолжение вашего тела.

Передачи на горных велосипедах

Количество передач (скоростей) велосипеда – произведение числа передних звездочек на число задних звёздочек в кассете. Горные велосипеды снабжены всем: от одной скорости до тридцати и более передач. Учитывайте как важный фактор, что наличие многих комбинаций передних и задних звездочек, а также число зубьев на них, это сложный механизм.

Чтобы упростить задачу, следует позаботиться о таких вещах, как ваша физическая форма и маршрут, куда вы отправитесь. Если на вашем пути будет много холмов, а взбираться на них – сложная задача, понадобится больше передач. Если вы сильный горный байкер или предпочитаете передвигаться по равнинной поверхности, вам не понадобится столько низких передач для поднятия в гору, таким образом, можете обойтись меньшим количеством передач, что также сделает ваш велосипед гораздо легче.

Горные велосипеды традиционно оснащены двумя или тремя передними звездочками. Тем не менее, горные велосипеды с однократной передней звездочкой и наполненной 9, 10 или 11 звёздами кассетой считаются более удобными. Байки с одной звёздочкой легче и проще, т.к. необходим всего один переключатель, передвигающий шестерни в кассете, однако цены на такую конструкцию очень высоки.

Имейте в виду, что передачи довольно легко модифицировать уже после приобретения велосипеда. Таким образом, этот вопрос не является первостепенным пунктом при покупке байка.

Безопасно ли заниматься кросс-кантри

Участие в гонках кросс-кантри невероятно увлекательно, потому что вы стартуете одновременно с другими спортсменами, а совместный старт создаёт дополнительный азарт. Однако начало гонки может быть немного нервным и сопровождаться высоким риском падения из-за толпы велогонщиков. Здесь нужно быть максимально аккуратным.

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Впрочем, в середине гонки, когда наиболее быстрые уйдут вперёд, а наименее мощные останутся позади, места на трассе станет больше, и вы сможете расслабиться.

Совет! Своё место в стартовых воротах определяйте исходя из уровня соперников. На своей первой гонке оставайтесь в конце или в середине толпы. Если вы не претендуете на высокие места в финишном протоколе, не становитесь в первых рядах.

Если вы всё же упадёте, у вас, скорее всего, будет гораздо меньше шансов серьёзно навредить себе, чем при езде по шоссе. Мало того, что технический характер местности и препятствий означает, что скорость на бездорожье, как правило, ниже, но и грунтовые и травяные трассы намного более щадящие, чем твёрдый асфальт.

Не стесняйтесь спешиваться, если какое-то препятствие вас пугает и вы не уверены в его успешном прохождении. Постепенно повышайте свой уровень на тренировках.

Падение Матье ван дер Пуэля на кросс-кантри во время Олимпиады в Токио. Фото: nltimes.nl

Маунтинбайк

Маунтинбайк (от англ. «mountain
bike») гонки вне дорог на горных велосипедах.

В конце 70-х годов, новая форма
велосипедных гонок несколько аналогичных цикло-кроссу начала развиваться в
Калифорнии. В конструкцию велосипеда были добавлены мотоциклетные толстые шины
и постепенно он развился в современный горный велосипед. Первый национальный
чемпионат по горному велосипеду прошел в 1983 году в Соединенных Штатах. Первые
Чемпионаты мира по горному велосипеду начали проводиться в 1987 году.

В 1990 году МТБ, как вид велоспорта, был
признан Международным союзом велосипедистов (UCI). А в 1993 году, гонки по
пересеченной местности на горных велосипедах (кросс-кантри) были приняты в
программу олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте.

Существует несколько видов горных
велосипедов, каждый из них предназначен для различного типа гонок.

4 ТИПА ГОНОК:

КРОСС-КАНТРИ

Олимпийский
кросс-кантри: XCO (олимпийская дисциплина)

Гонки по холмистой местности на
кольцевой трассе в 5-9 км с включением лесных дорог, полей, грунтовых дорог,
участков с гравием, а также значительным количеством подъемом и спусков.
Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности
трассы. Гонщики стартуют одной группой. В зависимости от категории гонка может
занимать от 1 часа 45 минут до 2 часов 30 минут.

Марафонский
кросс-кантри:XCM

Марафон – это
удлиненная версия олимпийского кросс-кантри, дистанция составляет от 60 до 120
км. Специфика гонки заключается в том, что участие в соревнованиях могут
принимать как профессионалы, так и любители вместе. Марафон обычно проводится в
гористой местности. В отличие от олимпийского кросс-кантри гонщики марафона
никогда не проходят одну и ту же точку дистанции дважды.

Кросс-кантри с выбыванием
(Элиминатор): XCE

Трасса гонки
Кросс-кантри Элиминатор должна составлять от 500м до 1000м и включать в себя
естественные и/или искусственные препятствия. Препятствия, такие, как деревья,
лестницы (вверх/вниз), резкие спуски, мосты или деревянные конструкции могут
создать динамичную короткую гонку. Гоночные номера для главной гонки
распределяются на основании результатов квалификационного раунда, стартовый
номер 1 поучает победитель квалификационного раунда. Главная гонка включает в
себя заезды с выбыванием.

Прочие дисциплины:

Кросс-кантри по дистанции от одного
пункта до другого: XCP

Кросс-кантри по короткой кольцевой
трассе: XCC (шорт трек)

Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка
на время)

Кросс-кантри командная эстафета: XCR
(командная эстафета)

Кросс-кантри многодневная гонка: XCS
(многодневная гонка)

СКОРОСТНОЙ СПУСК: DH (DOWNHILL)

Индивидуальный скоростной
спуск: DHI

Индивидуальное прохождение трассы в виде
спуска с горы на время. Максимальная протяженность дистанции – 3,5 км,
максимальная продолжительность гонки – 5 минут. Трасса скоростного спуска
должна быть проложена по склону и может включать участки с различным рельефом:
узкие и широкие отрезки, лесные дороги и тропы, участки с открытой местностью и
скалистые участки. Трасса включает в себя как скоростные, так и технически
сложные участки. Скорость достигает 80 км/ч у мужчин и 70 км/ч у женщин.

Cкоростной спуск
марафон: DHM

Марафон по даунхиллу — даунхилл с
массовым стартом.

ГОНКА 4-КРОСС (4Х)

Гонка с одновременным стартом четырех
участников по одной и той же трассе. Характер данной гонки предусматривает
возможность непреднамеренного контакта между участниками.Трасса проходит по
умеренному спуску с постоянным уклоном и включает участки с резкими переходами,
буграми, развороты с креном, насыпи, откосы, естественные плоские участки и
другие препятствия. Время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд.
Побеждает гонщик, первым пересекший линию финиша.

ГОНКА ЭНДУРО (END)

Гонка состоит из
нескольких проходных и временных этапов (минимум 3 временных этапа). Трасса
должна состоять из узких и широких участков, быстрых и медленных участков
движения, на временных этапах трасса преимущественно идет на спуск. Участники
соревнований проходят временные этапы, затем едут по проходному этапу на
велосипеде или на любом другом техническом средстве к старту следующего
временного этапа. Участники соревнований стартуют раздельно с 20-и секундным
перерывом.

Результаты
генеральной классификации подсчитываются путём суммирования времени прохождения
всех временных этапов для каждого гонщика.

Гоночные дисциплины

Кросс-кантри охватывает самые разнообразные трассы: от грунтовых и гравийных дорог до извилистых одиночных троп в горах и в лесах. Равнина, спуски и подъёмы, грязь, камни и трава — в кросс-кантри можно испытать и навыки, и мощность, и скорость.

Сложность трасс и продолжительность гонки обычно зависят от вида программы кросс-кантрийных соревнований.

Олимпийский кросс-кантри

Самый распространённый тип гонок кросс-кантри в профессиональной среде — это олимпийская дисциплина, также известная как XCO. По сути, это размеченная трасса, по которой вы проходите определённое количество кругов. Протяжённость круга в соревнованиях профессиональных гонщиков составляет от 4 до 10 км, а продолжительность около 90 минут.

В XCO от велосипедиста требуется как техническое мастерство, так и развитая выносливость.

Марафонский кросс-кантри

Название дисциплины говорит само за себя: это самая продолжительная по времени и самая длинная по километражу гонка. Сокращённо марафон называют XCM. Из всех видов кросс-кантри ХСМ, пожалуй, самый спокойный, однако это не означает, что марафоны — это легко.

В отличие от олимпийской дисциплины, в марафоне трасса проложена в один круг от 60 до 120 км. Благодаря тому, что в ХСМ трассы немного проще, чем в других программах кросс-кантри, марафон — самая популярная в любительской среде дисциплина.

Гонка с выбыванием

XCE, элиминатор — всё это названия гонки с выбыванием, проводящейся в несколько раундов. Дистанция трассы элиминатора должна не превышать 1000 м, но вместе с тем включать искусственные и естественные препятствия для создания динамики.

По правилам, одновременно на старт выходят четыре спортсмена. По итогам заезда двое лучших переходят в следующий раунд, а двое других выбывают.

Гонка в гору

XCP или кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого — это гонка со стартом и финишем в двух разных точках. Старт даётся внизу подъёма, а финиш — на вершине горы. На трассе не будет препятствий, как на ХСО, однако неровностей дороги всё-таки стоит ожидать. И всё это вкупе с порой очень крутым уклоном.

Шорт-трек

XCC похож на XCO, но с тем отличием, что такая гонка имеет очень короткие круги (1-2 км) и общую дистанцию не более 15 км. На официальных соревнованиях дисциплина стоит в программе за день до основной гонки ХСО.

Этот формат очень удобен для зрителя, поскольку обычно все события на трассе можно увидеть с одной точки. Для гонщиков же такое скоростное состязание — настоящее испытание физических и технических возможностей. Риск падения здесь выше, чем в обычном ХСО.

Гонка на время

XCT — это единственный формат соревнований в кросс-кантри, где старт гонщиков индивидуальный, обычно с разрывом в 30 секунд. Соответственно, время каждого гонщика измеряется отдельно, и тот, кто проедет трассу быстрее всех, становится победителем.

Гонка на время не проводится сама по себе. Её традиционно включают в один из дней многодневных соревнований. Протяжённость дистанции ХСТ часто не превышает 25 км.

Командная эстафета

XCR — это соревнование, где каждый член команды проходит один круг олимпийской трассы, прежде чем в отведённом месте передать эстафету товарищу по команде. Интересно, что в одной гонке соревнуются представители разных возрастных категорий: юниоры, спортсмены до 23 лет, мужчины и женщины. Из-за этого стратегия порядка старта каждого гонщика играет важную роль.

Суточная гонка

24-часовая гонка — это гонка, в которой участники едут весь день и всю ночь в течение 24 часов подряд. Они могут остановиться в любое время, чтобы поесть, сделать перерыв или сменить снаряжение, но главная цель — проехать как можно больше кругов за эти сутки. Формат сугубо любительский и не входит в программы официальных мероприятий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий